 Конёнков Сергей Тимофеевич (1874-1971), русский художник. Родился в деревне Караковичи (Смоленская губерния) 28 июня (10 июля) 1874 в крестьянской семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892-1896), в частности у С.И. Иванова и С.М. Волнухина, а также в Академии художеств (1899-1902). В 1895-1896 и 1912 путешествовал по Европе и Средиземноморью, испытал влияние скульптурной архаики. Жил в Москве, наезжая в родную Смоленщину. В своих дореволюционных вещах виртуозно воплотил типичный для модерна мотив человека-в-стихии, стихии природы и истории. Провозвестия грядущей революции ("Самсон, разрывающий узы", глина, 1902, первый вариант не сохранился), таинственный мир музыки ("Паганини", гипс, 1906, Русский музей, Петербург), крестьянские и фольклорно-мифологические темы ("Старичок-полевичок", "Стрибог", обе работы - дерево, 1910, Третьяковская галерея), - все это слагается в космос форм, как бы преображающихся на глазах у зрителя; особенно эффектным это преображение выглядит в произведениях из дерева, разного рода "полевичках", "леших" и других существах, "нарождающихся" из ствола или корневища. Зарекомендовал себя также как мастер портрета (Сказительница М.Д. Кривополенова, дерево, 1915, там же) и декоративного ансамбля.
Работы мастера, созданные по плану монументальной пропаганды (мемориальная доска Павшим в борьбе за мир и братство народов, цемент, 1918; группа Степан Разин со своей ватагой, дерево, 1918-1919; первая была установлена на Спасской башне Кремля, вторая - на Лобном месте, ныне обе хранятся в Русском музее), далеки от официоза. Как и его друг С.А. Есенин, Коненков увлеченно слушал "музыку Революции", но воспринимал ее в трагическом регистре. Выехав в 1923 с выставкой в США, художник остался в Нью-Йорке. В Америке плодотворно работал, имея много портретных заказов, но значительного успеха не имел. Особенно интересен созданный им в этот период (в смешанной технике) большой цикл символических рисунков-диаграмм, где он, увлеченный идеями религиозного сектантства и теософии, стремился графически запечатлеть и предугадать судьбы человечества (ныне в его музее).
После возращения в Москву (1945) в одной личности как бы сосуществуют "два Конёнкова". Один - автор парадных композиций в "стиле триумф" (скульптурный декор Музыкально-драматического театра в Петрозаводске, цемент, бронза, 1953-1954) и романтико-патетических портретов (Автопортрет, мрамор, 1954, Третьяковская галерея; Ленинская премия 1957), Герой Социалистического Труда (1969). Другой - уединенный мистик-символист, увлеченно возобновляющий прежние темы, в том числе Паганини и Самсона, работающий над воплощением своих оккультных рисунков в больших, универсальных образах (полуабстрактная - по замыслу светокинетическая - композиция Космос, особенно занимавшая его в последние годы; музей Конёнкова).
Умер Конёнков в Москве 9 октября 1971. К столетнему юбилею (1974) в Москве был открыт дом-музей Конёнкова.
|