Клейн (Клен) Ив (Klein, Yves) (1928-1962), французский художник, один из основоположников концептуального искусства.
Родился в Ницце 28 апреля 1928 в семье художников. После окончания школы пробовал свои силы в живописи (в основном как самоучка), испытал большое влияние эзотерической философии, прежде всего учения розенкрейцеров. В 1947 обучался мастерству золочения в Лондоне. С того же года посещал школу дзюдо, в 1952-1953 побывал с целью совершенствования своего спортивного мастерства в Токио; некоторое время зарабатывал на жизнь как учитель дзюдо. Жил в основном в Париже.
Получил известность, экспонируя (с 1955) абсолютно монохромные полотна, гладко закрашенные одним цветом, преимущественно голубым и синим. Связывая эти цвета с возможностью эстетически завоевать небо, "поставив на нем свою подпись", запатентовал даже "Синий Клейн Интернасьональ", особую лучезарно-ультрамаринованую краску, которой покрывал плоские панели и трехмерные предметы. Спародировал типичный авангардистский вернисаж на выставке в галерее "И. Клерт" (1958): получив синий коктейль, посетители здесь препровождались в абсолютно пустую комнату. Использовал - вместо кисти и как материал - натуральные губки (с 1958), заменяя их (в т.н. антропометриях; с 1960) реальными телами нагих натурщиц, оставлявших отпечатки краски на бумаге. Сам процесс создания "антропометрий" (под Монотонную симфонию Клейна, близкую по духу музыке Кейджа), равно как и акт выпрыгивания самого художника из окна (1960), которое он запечатлел в одноразовой "Газете единственного дня", превращались в особые перформансы.
Стал в 1960 одним из основателей движения французского "нового реализма", родственного в равной мере и поп-арту, и концептуализму. Продолжил свои мистико-иронические опыты в Огненных картинах, выжигавшихся огнеметом на специально подготовленном картоне. В поздних его работах, по-прежнему монохромных, доминирует золотой цвет.
Умер Клейн в Париже 6 июня 1962.