Зубов Алексей Федорович (1682-1750 или 1751), русский художник, один из основоположников русской гравюры Нового времени.
Родился в Москве в 1682 в семье Ф.Е. Зубова, видного мастера иконописи, монументальной живописи и книжной миниатюры, работавшего вместе с С.Ф.Ушаковым в Оружейной палате, где Алексей учился иконописному делу (1695-1699). Затем его наставником стал голландский мастер А. Шхонебек, который обучил молодого художника техникам офорта, резцовой гравюры, а также "черной манере" (меццо-тинто). В этих техниках Зубов и работал, порою их совмещая. С 1711 служил старшим мастером сенатской типографии в Петербурге. После закрытия типографии (1727) пытался устроиться в Гравировальную палату Академии наук, но, не найдя постоянной работы, вернулся (около 1730) в "первопрестольную".
Приемы западноевропейской барочной графики, с одной стороны, впрямую копировались Зубовым, с другой - обретали под его резцом особую свежесть и новизну. Созданные им батальные композиции, сцены празднеств, виды новой столицы - все в равной мере бравурно-триумфальны, полны мажорной динамики (гравюры "Свадьба Петра I", 1712; "Баталия близ Гангута", 1715; "Баталия при Гренгаме", 1721; "Вид Васильевского острова", 1714; "Вид Санкт-Петербурга", 1727; и др.). Всюду проступает бодрый пафос строительства нового общества (характерно, что в своих петербургских ведутах - городских пейзажах - Зубов постоянно изображал еще только запроектированные здания в виде уже возведенных). Работал как по собственным эскизам, так и по рисункам архитектора М.Г. Земцова и оригиналам других мастеров. Гравировал также парадные портреты (Петра I, Екатерины I, императрицы Анны Ивановны и других высоких особ). Одним из последних его произведений явился большой (выполненный на 7 досках) вид Соловецкого монастыря (1744).
Заметный вклад в становление русской гравюры нового времени внес и его старший брат Иван (1667 - после 1744), который также учился в Оружейной палате и у Шхонебека; с 1708 служил под началом П. Пикара в Московской типографии. Работал в тех же техниках и жанрах, что и брат, был его соавтором по Соловецкому монастырю.
|