| "Десант хрюшек в Париже" | Делоне Робер (Delaunay, Robert) (1885-1941), французский художник, создатель стиля "орфизм".
Родился в Париже 12 апреля 1885 в аристократической семье. Оставив в 1902 колледж, посещал частные уроки живописи, решив стать театральным живописцем. Испытал влияние неоимпрессионизма Ж.Сёра, а также теории цвета, разработанной физиком М. Шеврейлем. В 1910 женился на художнице С. Терк (С. Делоне), которая стала его верной соратницей в искусстве. В 1911 принял участие в мюнхенской выставке общества "Синий всадник". Жил преимущественно в Париже, а в Первую мировую войну и в послевоенные годы (до 1920) - в Испании и Португалии.
От раннего постимпрессионизма перешел в начале 1910-х годов к сериям обобщенных и красочных городских пейзажей, ставших свидетельством его творческой зрелости. В них с 1910 доминировал мотив Эйфелевой башни, как бы свободно парящей среди взвихренных осколков пространства. Кристалличность композиционных структур роднит эти полотна с кубизмом, а пространственная динамика - с футуризмом, однако дух чистой созерцательности, склонной к мажорно-`музыкальным` созвучиям цвета, придает произведениям Делоне совершенно особый характер. Его картины часто принимали характер декоративных панно ("Город Париж", 1910-1912, Национальный музей современного искусства, Париж). Свое понимание декоративно-динамических возможностей колорита, систему его оптимальных контрастов художник изложил в эссе "О цвете" (1912), которое стало манифестом орфизма (своим же названием новое течение обязано Г. Аполлинеру). В том же году создал беспредметные живописные работы ("Одновременно открытые окна", Галерея Тейт-Модерн, Лондон; и др.), в том числе т.н. круговые формы, народившиеся из наблюдений о концентрически-круговой природе светового излучения и цветового спектра.
В 1920-е годы Делоне вернулся к фигуративному искусству, продолжив, в частности, серию "эйфелевых башен" и написав немало выразительных портретов (Ф. Супо, 1922, Центр Ж. Помпиду, Париж). Затем, на рубеже следующего десятилетия, вновь обратился к абстракции (цикл картин Бесконечные ритмы - с 1933 - горизонтально-удлиненных композиций, гораздо более сдержанных по цветовой гамме). Совместно с женой создал ряд больших панно для железнодорожного и авиационного павильонов Всемирной выставки в Париже (1937). С началом Второй мировой войны переехал в Овернь.
Умер Делоне в Монпелье 25 октября 1941.
|