Вазарели Виктор (Vasarly, Victor) (наст. фамилия Vsrhelyi, Вашархей) (р. 1908), французский художник и теоретик искусства, основоположник оп-арта.
Родился в городе Печ (Венгрия) 9 апреля 1908 в семье зажиточного крестьянина-фермера. С 1925 обучался медицине в Будапеште. Решив стать художником, в 1927-1929 занимался в местных частных академиях, попутно работая в сфере коммерческого дизайна. В 1930 уехал в Париж, где открыл бюро рекламной графики; пользовался с той поры романизированным вариантом своей фамилии в качестве псевдонима.
Перенес опыт плакатиста в свою раннюю черно-белую графику, основанную на оптических эффектах "перетекания" абстрактных форм и узоров в фигурные и наоборот. Активно занимался и живописью такого же рода, где натурные мотивы во все большей степени превращались во фрагменты некоего тотального орнамента, разрушающего традиционные представления о зрительном соотношении переднего и заднего планов. Для периода "Belle-ile" ("Прекрасный остров"; 1947-1954) характерны эллиптические конфигурации, мягкие и природные по ритмике, чуть позднее начался отчасти параллельный "Кристаллический период" (1948-1960) с его более строгим геометризмом. Однако, в отличие от представителей конструктивизма, его интересовала не столько геометрическая структура произведения как такового, сколько визуальное поле между произведением и глазом. Это поле у него стало воистину игровым, порождая бесконечные пространственные "обманки". В 1950-е годы Вазарели начал придавать своим образам и реальную пластическую трехмерность, создавая рельефные цветные композиции, а также скульптуры в виде прозрачных подсвеченных ящиков со стеклянными пластинами внутри. В любом случае более всего его интересовала чисто иллюзорная пластика, тот оптический "третий мир", что обретает живой кинетизм в игре контрастных форм и цветов. Посвятил этому "третьему миру" "Желтый манифест", названный так по цвету бумаги, на которой он был напечатан (1955), - манифест, ставший программой оп-арта.
Отныне его картины и графика стали "пластическими единицами" ("unites plastiques"), которые уже можно было продолжать разнообразно комбинировать и без участия автора. Авторская поэтика играла свою роль, - например в мерцающих Космических структурах конца 1950-х годов ("Метагалактика", 1959, галерея Д. Рене, Париж; и др.), в большинстве своем названных именами созвездий, - но в целом личный стиль Вазарели становился все более массовым, тиражным, переходя в руки помощников и потребителей (как Вазарели подчеркивал в теоретических текстах, такого рода комбинаторика и тиражность лишь дополнительно обогащают произведение). Образы мастера не только воплощались в виде архитектурных сооружений и монументального декора (композиция Пара-виста на полу Факультета естественных наук в Париже, 1967), не только активно влияли на моду, упаковку и дизайн в целом, в том числе на украшающие новые здания "суперграфику", но и производились в виде коммерческих продуктов (декоративные объекты и детские игрушки). В 1976 в Экс-ан-Прованс, в здании, построенном по проекту самого Вазарели, был открыт фонд его имени. С 1982 музей художника существует в его родном городе.
|