Брекер Арно (Breker, Arno) (1900-1991), немецкий художник, представитель неоклассицизма, известнейший из мастеров изобразительного искусства, связавших свою судьбу с Третьим рейхом.
Родился в Эльберфельде (земля Северный Рейн-Вестфалия) 19 июля 1900 в семье каменотеса. Учился в дюссельдорфской Академии художеств (1920-1925). Впервые посетив Париж в 1924, работал там в 1927-1933; был дружен с Ж. Кокто, А. Майолем и другими художниками и поэтами.
Вернувшись на родину в 1934, поселился в Берлине и завоевал официальное признание своими статуями Десятиборец и Победительница, созданными по случаю XI Олимпиады (1936). В них четко выразилась его прохладная, исполненная безупречного внешнего лоска неоклассическая манера, идеально вписавшаяся в нацистскую эстетическую программу с ее чаяниями нового "германского эллинизма" в искусстве. Исполнил много монументально-оформительских проектов по заказам архитектурного ведомства А.Шпеера (в том числе для берлинской триумфальной арки, которую предполагалось возвести в Берлине после победного завершения войны). Стал фаворитом А. Гитлера; последний во время своего приезда в оккупированный Париж счел необходимым посетить его бывшую мастерскую. Создал ряд "героических" скульптурных бюстов Гитлера, Г. Геббельса и других высших чинов Третьего рейха, а также символических фигур и групп, прославляющих воинскую доблесть ("Товарищи", "Возмездие"; обе работы - 1940). В 1939 был официально приглашен в СССР для создания бюста И.В. Сталина, но поездка не состоялась в связи с началом войны.
Большинство завершенных произведений и эскизов Брекера погибло вместе с его берлинской мастерской во время бомбардировок 1945. В послевоенные десятилетия обращался к религиозной пластике, вновь к образам спортсменов (Олимпийский цикл, с 1976), но в первую очередь - к портрету, исполнив немало бюстов известных деятелей политики и культуры (в том числе надгробный бюст Ж. Кокто в Мийи-ля-Форе, мрамор, 1963, а также портреты Ж. Марэ, 1963; Э. Паунда, 1967-1969; Х. Селассие, 1970; С. Дали, 1974-1975; А. Садата, 1980; все - бронза; и др.). По-прежнему постоянно тяготел к монументально-героическим образам ("Александр Великий", бронза, 1981-1982, Форум Людвига, Ахен). В интервью неизменно подчеркивал, что его целью всегда была "идеальная красота", а не какие-либо политические идеи.
Умер Брекер в Дюссельдорфе 13 февраля 1991. В "скульптурном саду Брекера" в Дюссельдорфе собраны модели наиболее характерных его работ