Бойчук Михаил Львович (1882-1939), украинский художник. Родился в селе Романовичи (близ Тернополя) 18 (30) октября 1882 в семье землевладельца. Учился в Краковской (1899-1905), Мюнхенской и Венской (с 1905) академиях художеств. В 1908-1911 жил и работал в Париже (познакомился там с Диего Риверой), а затем во Львове, где реставрировал средневековую живопись. С 1914 по 1917 был интернирован на Урале как австрийский подданный; в 1917 обосновался в Киеве. После октябрьского переворота выдвинулся в число крупнейших местных художников, призывая к решительному обновлению национальной традиции и считая монументальную живопись самым подходящим для этого видом искусства.
В духе модерна соединил в своем творчестве `вечные темы` (материнство, труд, человек и земля) с острым чувством окружающих социальных бурь. Самобытно преобразовал приемы средневековых и раннеренессансных, равно как и фольклорных настенных росписей. Блестящий педагог и теоретик, объединил вокруг себя группу молодых художников; их деятельность предопределила (с 1927) программу "Ассоцiацii революцiйного мистецтва Украiни" (АРМУ). Среди важнейших коллективных работ Бойчука с учениками (такими, как С.А. Налепинская-Бойчук, его супруга, И.И. Падалка, В.Ф. Седляр и др.) - фрески в Луцких казармах (1919) и Кооперативном институте в Киеве (1922-1923), в санатории на Хаджибеевском лимане в Одессе (1927-1929), в фойе Краснозаводского театра в Харькове (1933-1935).
Обвиненные в "буржуазном национализме", сам мастер и ряд его учеников стали жертвами сталинского "большого террора". Все созданные ими росписи были варварски уничтожены, а понятие "бойчукизм" долгое время считалось официально-бранным словом. Ныне это искусство изучается по старым фотоснимкам, а также по немногим сохранившимся станковым работам мастера (картина "Женщины у яблони", начало 1920-х годов, Музей украинского искусства, Киев).
Бойчук был расстрелян в Киеве 13 июля 1939.