Среди широко известных мастеров украинского изобразительного искусства достойное масто занимает народный художник Украины Федор Федорович Манайло (1910-1978). Наряду с художниками старшего поколения, его творчество достойно представляет закарпатскую школу живописи.
В созданных Ф.Ф. Манайло за 50 лет произведениях раскрывается его оригинальная творческая индивидуальность. В своих полотнах художник сумел отобразить характер, историю и судьбу закарпатцев.
Манайло - живая полувековая история нашего края. Почти никто из закарпатских художников не достигал таких сокровенных глубин народной жизни, не поднимался до таких высот народного духа, как Федор Манайло. Будучи одним из выдающихся знатоков быта, материальной культуры, проблем социального характера, Федор Федорович стал летописцем Закарпатья, одним из наиболее ярких и могучих выразителей духовного мира его людей. Талантливые руки кистью творили чудо, увековечивали наши Карпаты, историю и судьбу края.
Сын сельського учителя из с. Ивановны, что на Мукачевщине, художник - плоть от плоти своего народа, он не просто вдумчиво изучал эту жизнь, он жил ею. Закончив Пражскую высшую художественно-промышленную школу, он, возвратившись в Закарпатье, заговорил о народе по-народному, но с большой профессиональной культурой.
Такие работы, как "Мальчик с ягненком", "Гуцулка", " Гуцульская свадьба", "Чабан", "В праздник" и многие другие - глубоко традиционны и по-своему своевременны. Во многих картинах, написанных в 30-е - 40-е годы, автор с душевной и большой художественной силой рассказывает о тяжелой жизни верховинцев в прошлом. Его "Скорбь", "Слепец", "Беднота" никого не могут оставить равнодушным.
В творчестве художника отобразилась целая эпоха XX столетия - сложная, неоднозначная, противоречивая. Наряду с успехами, творческими победами было и немало поражений, творческих страданий, душевных мук. И тем больше ценны мужество и стойкость художника, который в главных вопросах остался верным себе и своим убеждениям. С созданием картин "Гуцульская гражда", "Миг солнца", "Завтрак" искусство Манайло обретает новое содержание и колорит. Эти произведения - свидетельство того, насколько ценен опыт народных мастеров для него, их заветы и уроки, которые художник хранил и помнил всю жизнь. "Новый хлеб", "В кладовой", "Натюрморт Юряник", "Голубая печь" - в этих натюрмортах воплощена народные идеалы добра и красоты, а предметы, олицетворяющие труд, несут в себе смысл человеческой жизни.
Творческое наследие Манайло воистину широко и разнообразно: живописец,график, декоратор, монументалист, художник книжной графики и многих жанров прикладного искусства, вплоть до гравирования на декоративных дыньках, художник театра, сцены, кино - везде и всюду он проявил блестящее владение техниками и спецификой разных видов искусства. Созданного им хватило бы на жизнь не одного художника.
9 февраля 1981 года, когда распахнулись двери его мемориального музея по улице Другетов, в Ужгороде, к художнику пришла вечность.
С тех пор музей, который 20-й год принимает посетителей с разных уголков мира, стал своеобразной базой эстетического воспитания молодежи, центром культурной жизни нашего края. Здесь организовуются интересные встречи с творческой интеллигенцией, со школьниками и студентами, концерты камерной и народной музыки. Экспозиционные залы музея расширяются за счет целого ряда передвижных выставок, которые раскрывают отдельные аспекты творчества художника.