| "Обнаженная" | Альбер Марке был одним из немногих художников, которые, однажды увлекшись фовизмом, остались верны этому направлению искусства всю жизнь.
В живопись Марке пришел одновременно с Матиссом, хотя и был моложе его на шесть лет (род. в 1875 г.). Они вместе учились рисунку в Школе Изящных Искусств у Г. Моро. Оба художника словно "шли нога в ногу": и тот, и другой приехали в чужой Париж из провинции (Марке был уроженцем Бордо); оба, начав экспериментировать в духе импрессионизма, оценили преимущества цвета, густо и ярко наложенного на холсте. Оба прославились во время Осеннего Салона 1905 г. Но нельзя сказать, что Марке и Матисс в точности копировали манеру друг друга. Линии Марке более тонкие и изящные, чем у Матисса - в этом их главное отличие.
В период 1905-07 гг. ("фовизм во Франции") Марке создает несколько картин (самая известная - "14 июля в Гавре" (1906), изображающая торжества по случаю Национального праздника). Как и у многих его товарищей в 1905-10 гг., любимая тема художника - изображение воды, берега, города у воды. Пейзажи, написанные после 1907 г., - также в основном посвящены этой теме: "Везувий" (1909), "Гамбургский порт" (1909), "Мост Сен-Мишель в Париже" (1912) и т.д. Когда в рядах фовистов обозначился раскол, вызванный тяготением некоторых из них (Брак, Ван Донген, Дерен) к кубизму и резкими отзывами Матисса по этому поводу, Марке продолжал рисовать, отдавая приоритет цветовым пятнам. Если уместно говорить о том, что в 1908 г. начался период "постфовизма", то начался он именно благодаря Матиссу и Марке. Но в отличие от всемирно известного Анри Матисса, Альбер Марке довольствовался второстепенной славой.
В принципе, парижская "belle époque"- "прекрасная эпоха", как принято называть 1900-е гг. во Франции, создала ситуацию постоянной смены одного направления в искусстве и литературе другим. Два-три года удерживался какой-то определенный стиль, преобладала та или иная манера; затем верх одерживало нечто новое. Успев заявить о себе в течение этих двух-трех лет, деятель искусства становился популярным, если не знаменитым. Однако вместе с постепенным забвением декларируемых принципов, забывались сами их носители. Такую ситуацию ни в коем случае нельзя считать "упадком" - наоборот, это был, скорее, взрыв в искусстве и литературе - не зря же эпоха названа "прекрасной". Однако художник (скульптор, поэт, драматург, музыкант), популяризируя свое искусство, "греясь в лучах славы", должен был понимать, что вскоре пока еще малоизвестные, категоричные, "злые" молодые творцы отодвинут "современного классика", заняв его место. К фовистам это применимо на сто процентов. Все они оказались перед выбором: или смириться с приходом кубистов и писать в прежней манере, или подстраиваться под принципы нового течения. Матисс, Марке и Вламинк выбрали первое, Дерен и Брак - второе. Относительно Альбера Марке можно сказать, что, обладая средним, но явно заметным талантом, он, не торопясь, постепенно раскрывал его. И не потратил времени зря. Все картины художника "достигли желаемой цели".
|