ПОИСК   
Федоскино
  
Новости
Авторские работы
Изобразительное искусство
История искусства
Живопись
Картины на продажу
Скульптура
Pin-Up
Графика
Ну и Ню
Декоративно-прикладное искусство
Роспись пасхальных яиц
Батик
Дымка
Гжель
Жостово
Палех
Хохлома
Федоскино
Фотоискусство
Современное искусство
Шедевр
Галерея
Регистрация
Организации
Конструктор сайтов
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки
Тесты
Новости
Социологические опросы
Лучшие тесты
  • Какой у тебя характер?
  • IQ
  • Психологический возраст
  • Любит - не любит
  • Кого назначит вам судьба?
  • Ждет ли вас успех?
  • Какому типу мужчин вы нравитесь?
  • Посмотрите на себя со стороны
  • Какая работа для вас предпочтительнее?
  • Есть ли у тебя шестое чувство?
  • [показать все тесты]



    История промысла

    В XVIII-XIX вв. предметы из папье-маше, украшенные лаковой миниатюрой, - шкатулки, чайницы, табакерки, сигаретницы - пользовались большой популярностью в различных слоях русского общества - от аристократии до простого горожанина. Их декоративное убранство и живописные сюжеты раскрывают целый мир представлений и образов старой России.

    Массовое производство этих изделий началось в 1795 г., когда московский купец П.И. Коробов в подмосковном селе Данилково (ныне Федоскино) основал фабрику по производству лаковых козырьков для головных уборов обмундирования русской армии. Он вывез несколько мастеров из немецкого города Брауншвейга со знаменитой лаковой фабрики И. Штобвассера и с их помощью наладил у себя производство лаковых табакерок и прочих изделий из папье-маше. Это были коробочки, украшенные незатейливым орнаментом и табакерки, на крышки которых наклеивались бумажные картинки-гравюрки, покрытые сверху светлым лаком. На картинках обычно изображались события недавней истории- эпизоды войны 1812года, военных действий против турок.

    В 1817 г. фабрика П.Коробова перешла к его зятю П.В. Лукутину, который значительно расширил производство, открыл художественную школу для мастеров, лично занимался подбором оригиналов для живописи, что позволило на протяжении многих лет фабрике Лукутиных занимать первое место среди отечественных лаковых заведений. В 1828г. за высокое качество продукции П.В. Лукутин получает право клеймения своей продукции. Отныне на внутренней стороне его изделий размещается двуглавый золотой орел и имена или инициалы Лукутиных, владеющих фабрикой. Первенство лукутинских изделий объясняется прежде всего, тщательным соблюдением технологии изготовления изделий из папье-маше, высоким качеством лака и блестящим исполнением миниатюр в технике масляной живописи. Через три года, в 1831 г. на художественно-промышленной выставке в Москве за представленные изделия П.В. Лукутин был награжден золотой медалью на Анненской ленте, а в 1839г. на выставке в Петербурге- золотой медалью на Владимирской ленте.

    Его сын, Александр Лукутин, был самым почитаемым владельцем фабрики. При нем сохраняется высокий профессионализм мастеров, совершенствуются технологии, изделия приобретают мировую славу. Применяются два способа лаковой многослойной росписи - "по-плотному" и "по-сквозному". При первом, который выполнялся корпусными непрозрачными красками, обеспечивались плотность и прочность красочного слоя под лаком, создавался значительный простор для развития цветовой гаммы. Способ "по сквозному" состоял в использовании лессировочных (прозрачных) красок. При этом многочисленные живописные слои накладывались на грунт из порошков алюминия, бронзы, сусального золота или перламутра, чем создавался эффект свечения красок, особой светоносности живописи. Обычно лукутинские мастера сочетали оба способа, чередуя глубокие насыщенные тона с мягкими нежными, а плотные- с прозрачными. Применяются рельефные изображения, оригинальная техника цировки, при которой изделие обертывается листом металлической фольги, покрывается черным лаком, а затем по нему процарапываются орнаментальные узоры. В итоге, в зависимости от подложки, рождается золотой или серебряный декор. Иногда лаковая живопись имитирует технику мозаики. Это был отклик на вошедшие в моду в 1820-х г.г. итальянские мозаики.

    Развивается наиболее сложный и трудоемкий жанр миниатюрной живописи -портрет. С удивительной виртуозностью и мастерством живописцы раскрывали внутренний мир человека, будь то знаменитость или обыкновенный крестьянин.

    В темах архитектурного пейзажа нашла отражение любовь к местам, ставшим святыней русской истории - таким, как Московский Кремль, Красная площадь с памятником Минину и Пожарскому, собором Василия Блаженного. Большой популярностью пользовались виды двух столиц - Санкт- Петербурга и Москвы.

    На вторую половину 19 в. приходится период расцвета жанра. В жанровых сценах лукутинских миниатюр предстают образы России, раскрываются многие стороны жизни общества того времени. Русское искусство обращается к своим национальным корням, появляется интерес к историческому прошлому, культуре народа. Народная тема раскрывается в типажах уличных торговцев, многократных вариациях излюбленных сюжетов - таких, как "бабушкины сказки", "крестьянское семейство", "русская пляска", знаменитые тройки, чаепития.

    Примерно в 1876 г. А.П. Лукутин вовлекает в руководство фабрики своего сына Николая Александровича. После смерти Н.А.Лукутина в 1902г. в течении 2-х лет производство возглавляла его жена - Л.Г. Лукутина.

    В последней четверти 19 в., в связи с широким распространением художественной фотографии, жанр миниатюры приходит в упадок.

    В 1904г., лукутинская фабрика была закрыта, мастера распущены по домам.

    Однако, уже в 1910 г. десять мастеров, получив под залог имущества ссуду, открыли в соседней деревне Семенищево трудовую артель объединившую многих лукутинских художников-живописцев. Революционные годы оказались очень тяжелыми в жизни промысла. Не было сырья и материалов, готовые изделия не находили сбыта. Положение изменилось только в 1923 году, когда на Всесоюзной выставке в Москве федоскинским изделиям был присужден диплом 1 степени за высокую художественную технику. Изделия артели стали экспортироваться за границу, участвовать в международных выставках.

    В 1931 году, после более чем тридцатилетнего перерыва, по просьбе старых мастеров в Федоскино открылась профессионально- техническая школа , где обучали мастерству письма и изготовления полуфабриката.

    Стилистика произведений федоскинских мастеров находилась в постоянном развитии. 1950-е годы принесли преобладающее увлечение станковизмом, при котором создавались копии картин известных художников - Шишкина, Перова, Васнецова, Левитана. Это была хорошая школа для художников.

    В 1960-х годах появляются новые подходы к декоративным решениям федоскинских изделий. Происходит возрождение промысла, появляются авторские произведения, несущие новое понимание миниатюрной живописи на папье-маше, пробуется применение ранее не используемых материалов, реконструируются утраченные технологии. Особое внимание уделяется форме и назначению предметов, введению сюжетов с камерным звучанием. В темах преобладают теплые лирические мотивы. Именно в это время складывается целая плеяда талантливых художников: М.С.Чижов, И.И.Страхов, С.П. Рогатов, Н.И. Балашов, В.Д. Липицкий, А.И. Козлов, Г.И. Ларишев, В.Д. Антонов, М.Г. Пашинин, и другие. Мастера увлеченно работают над изображениями окрестностей родного села, видов подмосковной природы, создают портреты исторических лиц и современников. Им удалось, не отрываясь от реалистического исполнения, привнести в искусство Федоскино мотивы русских сказок. Технология лаковой живописи позволила раскрыть эти темы ярко, выразительно.

    К концу 1980-х годов, в связи с политическими изменениями российского общества, появился рынок для уникальных и дорогих изделий. Современные авторы значительно расширили возможности лаковой миниатюры, приумножили богатство декоративных приемов, уделяя особое внимание форме изделия. Мастера Федоскино, основываясь на вековых традициях, продолжают славную историю промысла, создают новые, замечательные произведения искусства.


    Назад в раздел

              Copyright © RIN 2002-  Обратная связь