Кредо Михаила Карасика - "книга художника", на этом поприще художник трудится начиная с 1987 года, когда создал свою первую литографированную книгу "Рождество" на стихотворение Б. Пастернака. Карасик является пионером книги художника в России: за прошедшие годы им создано более 40 авторских малотиражных литографских изданий. Кроме того, он активно работает и как куратор, организатор выставок и фестивалей в России и за рубежом, посвященных книге художника.
В своем творчестве Карасик опирается на традицию русской футуристической книги 1910-1920-х годов - литографских изданий с рисунками К. Малевича, М. Ларионова, Н. Гончаровой, О. Розановой, П. Филонова. Однако если футуристические книги с их тетрадочно небрежным видом носили эпатажный, программно антиэстетический характер, то книги Карасика, напротив, изысканно эстетичны. Художник тщательно продумывает все элементы оформления, он экспериментирует с бумагой, используя крафт и верже, рекламный плакат и кальку, выкройку для вышивки и грубый картон. Продуманность формы каждой книги имеет и концептуальное значение, ибо у художника книга - предстает как развернутая метафора содержания.
Форма книги в данном случае - код, задающий направление, движение ассоциаций, оживляющий тот или иной контекст смыслов, ключ к ее прочтению. Каждой из его книг присуща своя, оригинальная форма: книжка-гармошка, комикс, тетрадка, альбом, письмо в конверте, японская книга-бабочка, свиток. Как правило, художником избираются небольшие лирические стихотворения, рассказы. Среди его авторов - А. Ахматова, Д. Хармс, Ф. Кафка, Ю. Тувим, И. Бродский, Н. Кононов, Т. Кибиров.
Помимо литографированных книг Карасиком создано немало остроумных книжных объектов, абсурдистко-иронично обыгрывающих тему библиофильства и потребления. В настоящее время художник работает с "низовыми", догутенберговскими формами книжной культуры, такими, например, как дембельский альбом.
Г. Ершов
М.Карасик родился в 1953 году в Ленинграде. В 1971-76 учился в Ленинградском Государственном педагогическом институте им. А.И. Герцена на художественно-графическом факультете. С 1980 года - член Союза художников.
Oсновные выставки: 1990 - "Авангард и традиции русской печатной графики", РНБ им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ленинград 1992 - "Театр бумаг", музей А.А.Ахматовой 1994 - "Театр бумаг-II", музей А.А. Ахматовой "Театр бумаг-III" ("Бухкамера" или "Книга и стихии").
Персональные выставки: 1990 - музей Ф.М. Достоевского 1993 - Центральный Дом Художника, Москва 1993 - музей Гутенберга, Майнц 1996 - Еврейский исторический музей, Амстердам 2000 - Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва.
Коллекции: Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственная Третьяковская галерея, Российская Государственная библиотека, Москва; Государственный Русский музей, Санкт-Петербург; Российская Национальная библиотека, Санкт-Петербург; Музей Гутенберга, Майнц; Центр Помпиду, Париж; Британская библиотека, Лондон; Нью-Йоркская публичная библиотека, и др.
|