Михаил Гавричков работает преимущественно в излюбленной им технике офорта, много и кропотливо трудясь над сделанностью каждого оттиска, добиваясь звучания каждой, пусть крохотной и незначащей детали. Сюжеты его графики связаны с лирико-фантастической, гротескной традицией петербургской школы - в которой общая книжная культурность всегда сочеталась с осознанием особой специфики эстампа как в высшей степени культурного, камерного и изящного продукта творчества. Отчасти литературность и богатые иконографические аллюзии из арсенала европейской и, в частности русской традиции были привиты Михаилу с детства, поскольку он родился в семье художников.
Художник не стремится к созданию "серий". Да, у него есть свои излюбленные темы, к которым он постоянно возвращается: музыканты, цирк, бой без правил, влюбленные, жизнь городского дна и окраины. Любопытно, что мягкую, лирическую манеру своих воздушных офортов, испещренных колкой сеточкой линий, он свободно сочетает с другой, более жесткой и плотно сбитой фактурой в зависимости от выбранной темы и сюжета. Чрезвычайно находчиво и изобретательно Михаил подходит к созданию экслибрисов, которые он иногда выполняет на заказ: здесь переплетаются самые разнообразные образы и мотивы, данные в шутливой, ироничной или даже гротескной форме: коты, коровы, птицы, лошадки, античные персонажи, эротика, маскарад, шпили и башни ХVII и ХХ века одновременно.
Помимо печатной и станковой графики (преимущественно тушь, перо, кисть) художник занимается живописью, являющейся в чем-то полной противоположностью его графической манеры, настолько ярко и сочно использует он локальные цвета, амплитуду цветовых нюансов. В живописных работах присутствует и более масштабное, открытое переживание жизни, в них проще и лаконичнее язык. Некоторые из них сделаны с использованием плексиглаза для придания рельефности, объема. Отсюда, от экспериментов с живописной рельефной поверхностью - прямой путь к его фантастическим (в некотором роде арчимбольдовским) объектам, собранных из отходов - пластиковых бутылок, шлангов, обломков каких-то аппаратов. Эти раскрашенные скульптуры-ассамбляжи, непосредственные родственники Мойдодыра, собранные вместе в мастерской напоминают оживших языческих духов допотопных машин и агрегатов непонятного назначения.
Очевидная, на первый взгляд разбросанность его творчества, на самом деле только кажущаяся, поскольку органично проистекает из специфики дарования художника, смело сочетающего традиционную камерность с концептуально-экспозиционным подходом современного искусства.
Глеб Ершов.
Гавричков Михаил Алексеевич. Родился в 1963 г. В 1987 г. окончил ин-т им. И.Е. Репина, графическое отделение. В 1991 г. вступил в Союз художников России. 1996-2000 гг. преподавал в РГПУ им. Герцена рисунок, композицию, офорт, линогравюру. Стипендиат фонда попечителей Мариинского театра за 1995 г. и Президентского фонда за 1997 г. Работает в технике офорта, выполняет экслибрисы. Участник всемирных конгрессов экслибриса в Чехии (1996), России (1998), США (1999).
С 1988 г. работает в области книжной иллюстрации. Им проиллюстрированы "Новеллы Гофмана", "Мифы древней Греции", "Пьесы Шварца, сказки старых времен` Р. Киплинга, "Питер Пенн" Барри, "Золотой жук" Э. По, "История Российского государства" -всего более 30 книг. Является участником более 120 выставок в России и за рубежом, из них 18 - персональные.
Персональные выставки (выборочно): 1996 г. - музей А. Ахматовой. 1996г. - Пушкинская 10, галерея "Арт-Полигон". 2001 г. - "Национальный центр", выставка "Бои без правил". 2001 г. - Цвз "Манеж".
Групповые выставки (выборочно): Постоянный участник ежегодных выставок `Весь Петербург`, Манеж и "Международного фестиваля перформанса" (с 1996 г.).
Работы находятся в собраниях Библиотеки Эрмитажа, Публичной библиотеки, библиотеки Кембриджского университета г. Бостона (США), Музея карт (Франция), музея Эротики (Швейцария), а так же в частных собраниях Италии, Англии, Германии и США.
|