В 1874 году Эдуард Мане категорически отказался участвовать в Первой выставке импрессионистов. Среди выставленных работ находилась картина П. Сезанна "Новая Олимпия", на которой тоже была изображена обнаженная женщина: черная служанка сняла с нее последние одежды, чтобы представить ее респектабельному гостю. Эдуард Мане воспринял картину Сезанна как пасквиль на свою "Олимпию" и был глубоко задет столь откровенной интерпретацией сюжета. Он, конечно, помнил о тех вульгарных насмешках, намеках и прямых обвинениях в безнравственности, которые сыпались на него в середине 1860-х годов...
Автор: Менгс Антон Рафаэль. Год создания: 1777. Методы, техника: холст, масло 227х153,5 см. Крупнейший представитель неоклассицизма 18 века, Менгс обращается к античному наследию в поисках совершенных художественных форм. Замысел картины на сюжет из "Метаморфоз" Овидия навеян античной камеей, некогда принадлежавшей жене художника, а ныне хранящейся в Эрмитаже. Образ Персея восходит к статуе Аполлона Бельведерского и к мозаике "Спасение Гесионы Гераклом и Теламоном" из виллы Альбани в Риме. Мастерство скульптурно-объемной моделировки фигур персонажей говорит об интересе мастера к достижениям итальянского Ренессанса...
Автор: Сандро Ботичелли. Годы создания: 1484-1486. Методы, техника: холст, темпера. 278,5 х 172,5.Большинство картин Боттичелли с изображением обнаженных женщин, о которых пишет Вазари, погибли еще при жизни художника в религиозных пожарищах времен Савонаролы. `Рождение Венеры` - одна из таких немногочисленных картин сохранившаяся до наших дней. Это величайшее творение художника, как и его `Весна`, триста с лишним лет находилось в глубоком забвении на тихой вилле Кастелло в окрестностях Флоренции. Картину заметили лишь в середине прошлого столетия, когда живописцы прерафаэлиты Миллес и Россетти заново открыли Боттичелли в качестве одного из редчайших талантов Италии XV столетия...
Автор: Рубенс Питер Пауэл. Год создания: около 1618. Методы, техника: холст, масло 222,5 х 180,5 см. Традиционная для фламандской живописи 16 - 17 веков тема "стихий" в картине Рубенса "Союз Земли и Воды" наполнена новым - живым и актуальным содержанием. Союз по земному чувственно прекрасной богини земли Кибелы и полного энергии и силы морского бога Нептуна современники воспринимали как жизненно важный союз Фландрии и моря, реки Шельды и города Антверпена.
Ни одна из картин итальянского Возрождения не имела столько повторений и вариантов, как "Спящая Венера" Джорджоне. Джорджоне остается одним из самых загадочных мастеров прошлого, а среди живописцев Высокого Возрождения - самым необычным. Поэтической вершиной его искусства стала "Спящая Венера" - единственная из дошедших до нас картин художника на мифологический сюжет. Она стала и своеобразным итогом всех размышлений Джорджоне о человеке и окружающем его мире, в ней нашла воплощение идея о свободном, ничем не омраченном существовании человека среди поэтической природы...
Автор: Плюшар Евгений Александрович (1809-после 1880). Годы создания: середина 1840-х гг. Методы, техника: холст, масло 56,0х71,0. Работая в 1840-е годы в области монументального искусства, Е.Плюшар не оставлял занятий станковой живописью. Именно тогда им было создано несколько аналогичных вариантов картины "Спящая римлянка", ныне хранящихся в Государственном Русском музее, в Дальневосточном художественном музее и Нижнетагильском государственном музее изобразительных искусств. Эффектная подача модели и манера письма, столь непосредственно напоминающая блестящую живопись К...
Автор: Матисс Анре. Год создания: 1910. Методы, техника: холст, масло 260х391 см. "Танец", составляющий вместе с "Музыкой" декоративный ансамбль, был заказан С.И.Щукиным для украшения лестницы его особняка в Москве. Мотив хоровода, бытовавший в искусстве Франции еще в эпоху Ренессанса, у Матисса воплощает ритм и экспрессию XX века. Выразительные линии и крупные плоскости прекрасно передают ощущение формы и динамики фигур. Прием упрощения и схематизации фигур и пространства усиливает столкновение и яркость звучания трех цветов - красного, синего и зеленого...
Автор: Пикассо Пабло. Год создания: 1908. методы, техника: холст, масло 200х185 см. Одна из самых значительных кубистических картин, к которой было создано около 70 эскизов. Пикассо осмысляет традиционный в европейском искусстве мотив трех граций. Вся группа напоминает кристалл, в структуре которого уравновешиваются движение и статика. Господство пластического начала подчеркнуто решительным преобладанием красновато-коричневых тонов, сдерживающих своей материальностью тот порыв, что заложен внутри композиции.
Автор: Рубенс Питер Пауэл. Годы создания: ок. 1630-40. Женитьба Рубенса в 1630 на шестнадцатилетней Елене Фоурмент стала новым этапом его жизни, исполненным безмятежного семейного счастья. Он приобретает поместье, включающее замок Стен (отсюда название этого периода "стеновский"). Разочаровавшись в придворной карьере и дипломатической деятельности, он целиком отдается творчеству. Мастерство позднего Рубенс Питер Пауэл с блеском проявляется в сравнительно небольших, собственноручно исполненных произведениях. Образ молодой жены становится лейтмотивом его творчества...