ПОИСК   
Скульпторы
  
Новости
Авторские работы
Изобразительное искусство
История искусства
Живопись
Картины на продажу
Скульптура
Скульпторы
Современные скульпторы
Pin-Up
Графика
Ну и Ню
Декоративно-прикладное искусство
Фотоискусство
Современное искусство
Шедевр
Галерея
Регистрация
Организации
Конструктор сайтов
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки
Тесты
Новости
Социологические опросы
Лучшие тесты
  • Какой у тебя характер?
  • IQ
  • Психологический возраст
  • Любит - не любит
  • Кого назначит вам судьба?
  • Ждет ли вас успех?
  • Какому типу мужчин вы нравитесь?
  • Посмотрите на себя со стороны
  • Какая работа для вас предпочтительнее?
  • Есть ли у тебя шестое чувство?
  • [показать все тесты]



    Коненков Сергей Тимофеевич

    Сергей Тимофеевич Коненков (1874 г. - 1972 г.) - одна из крупнейших фигур в истории скульптуры. Его активная творческая деятельность продолжалась три четверти века. За это время было создано около полутора тысяч работ.

    С.Т. Коненков родился в деревне Караковичи Ельнинского уезда Смоленской губернии, в крестьянской семье. Учился в Рославльской гимназии, много и упорно рисовал. В 1882 году поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое заканчивает в 1896 году. Он учился у С.И. Иванова и С.М. Волнухина В 1897 году направляется Училищем за границу для ознакомления с произведениями искусства, музеями и памятниками Европы. Молодой скульптор побывал в Германии, Франции, Италии.

    Вернувшись из поездки по европейским странам, Коненков должен был по правилам Училища выполнить работу на Большую серебряную медаль. Перед ваятелем встал вопрос: какой взять сюжет? И он решительно выбирает путь прославления человека труда. Правда, уже в то время в русское искусство все больше проникала тема простого человека, могучей его силы (вспомним работы Репина, Касаткина, Ярошенко). И тогда Коненков создает свою знаменитую статую "Камнебоец".

    "Как-то весной, - вспоминал скульптор, - отправившись в Рославль, увидел на дороге рабочих, дробящих и укладывающих камни. Мускулистые, сильные, бронзовые от солнца, угрюмые лица. Они работали по многу часов, не разгибая спины. Их ноги были обмотаны тряпками. Один из них, видимо, приметив меня, однажды обернулся ко мне, взгляды наши встретились. Меня поразили его умные, пытливые глаза". Этот камнебоец, с которым Коненков затем сдружился, и стал моделью скульптурной композиции.

    Простые люди из народа всегда занимали скульптора. Ведь еще в 1894 году на ученической выставке юный мастер выставил работу "Мужичок на завалинке". А с каким трепетом была им исполнена портретная композиция "Читающий татарин" (1895). Сколь мудр, простодушен и непосредственен образ этого человека.

    Скульптор обращается к простому трудовому люду, заряженному новыми идеалами. И в будущем такие работы, как "Атеист" (1906), "Крестьянин" (1906), "Рабочий боевик" (1905), "Дядя Григорий" (1916), "Нищая братия" (1917), "Старейший колхозник деревни Караковичи И. В. Зуев" (1949) - тому примеры.

    ...С 1899 по 1907 годы Коненков живет в Петербурге, учится в Высшем художественном училище при Академии художеств, создает конкурсную работу "Самсон, разрывающий узы", за которую получает звание художника-скульптора. Коненков в своем "Самсоне" показал, что "конец народному долготерпению близок, что народ не в силах больше выносить сковывающих его цепей". Окончив Академию художеств, скульптор возвращается в Москву. Вскоре он создает скульптурную композицию "Паганини". Гениальный итальянский музыкант увлек ваятеля своей огненной музыкой, бурным творческим размахом, неукротимым духом своего искусства. Мастер изобразил Паганини, прижимающим к плечу скрипку в момент наивысшего творческого напряжения. Имя Паганини стало символом мятежного и свободного духа. Позднее несколько раз в разных вариантах скульптор возвращается к образу Паганини.

    В 1908 году Коненков вырубил в мраморе портрет А.П. Чехова, а годом раньше аллегорическую композицию "Коленопреклоненная". В этой работе ваятель как бы отдал дань мужественным борцам революции 1905 года.

    Шли дни, месяцы, годы. В мастерской художника "поселились" на время самые разные модели. Так появляются портреты писателя Н. Н. Златовратского, затем сказочные "Старенький старичок", "Старичок-полевичок", "Вещие старушки" и многие другие работы. С мраморными глыбами стали соседствовать деревянные чурки. Из дерева скульптором были вырезаны многие фантастические герои народных сказок и поверий.

    В 1912 году Коненков совершает путешествие в Грецию и Египет. Близкое знакомство с древним, легендарным искусством этих стран оставило заметный след в творчестве скульптора. Он создает ряд самых разнообразных портретов, в которых ощущается влияние искусства великой эпохи эллинов: "Сон", "Женский торс", "Крылатая", "Раненая", "Жар-птица" - эти и многие Другие изваяния отличались утонченностью и изяществом форм, необычайной пластичностью, в них автору Удалось достичь античной гармонии и красоты, ритмичного чередования линий. Коненков создал целую галерею женских образов. Такие общеизвестные работал как "Нике" (1906), "Лада" (1909), "Портрет А. В. Гольд" (1909), "Портрет М. Г. Карповой" (1911), "Марфинька" (1905), "Колхозница" (1954), - глубоко психологические, задушевные образы, воплотившие в себе всю нежность и красоту русской женщины.

    После революции Коненков становится членом Московской комиссии по охране памятников искусства и старины, а с апреля 1918 года участвует в Коллегии по делам изобразительного искусства, в задачу которой входила координация деятельности художественных учреждений Москвы.

    Источник: Березин А.Д. Художники России. 50 биографий. М., 1994.

    Назад в раздел

              Copyright © RIN 2002-  Обратная связь