Вучетич Евгений Викторович (1908-1974), русский художник, наиболее последовательно выразивший официальную линию развития монументальной советской скульптуры середины 20 в. Родился в Екатеринославе (ныне Днепропетровск, Украина) 15 (28) декабря 1908. Окончил ленинградскую Академию художеств (1933), с 1935 жил и работал в Москве. Член Студии военных художников имени М.Б. Грекова (с 1943), был ведущим скульптором этого объединения. Работая в соавторстве с архитекторами, стал одним из создателей стиля "сталинского классицизма" (скульптурный декор Драматического театра имени А.М. Горького в Ростове-на-Дону, 1930-1936, архитекторы В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейх). Впитал также элементы пластики модерна, с ее тяготением к сверхчеловечески-грандиозным ансамблям. Разработал важные для программы соцреализма типы многофигурного горельефа-картины (Клянемся тебе, товарищ Ленин: (Клятва И.В. Сталина), 1949, Третьяковская галерея, Москва) и триумфального портретного бюста (портреты советских военачальников, вторая половина 1940-х годов). Брутально-героическая энергия его произведений близка по духу немецкой пластике Третьего рейха.
Возглавляя крупные бригады скульпторов, был главным автором двух самых известных советских военных мемориалов - Воинам Советской Армии, павшим в боях с фашизмом (в берлинском Трептов-парке; 1946-1949; Сталинская премия 1950, присужденная также и за вышеупомянутый горельеф), а также ансамбля на Мамаевом кургане в Волгограде (1963-1967; Ленинская премия 1970); особенно грандиозен последний из них, возвышающийся среди холмистой, голой степи. В обоих случаях проявилось умение мастера достигать острой выразительности силуэта (бронзового воина-освободителя со спасенной девочкой в Берлине или гигантской бетонной Родины-Матери в Волгограде), врезающегося в память, словно мощный плакатный призыв. Среди других его произведений - памятник Ф.Э. Дзержинскому перед зданием КГБ на Лубянской площади в Москве (1958; в дни августовского путча 1991 фигура была низвержена с пьедестала и ныне установлена в "саду скульптуры" у Центрального дома художников) и фигура Перекуем мечи на орала (1957), одна из отливок которой была преподнесена советским правительством в дар ООН (в целом большинство работ Вучетича завершалось в технике бронзовой отливки). Очерки и выступления скульптора собраны в его книге Художник и жизнь (1963).
Умер Вучетич в Москве 12 апреля 1974.
|