ПОИСК   
Корень
  
Новости
Авторские работы
Изобразительное искусство
История искусства
Живопись
Картины на продажу
Скульптура
Pin-Up
Графика
Ну и Ню
Декоративно-прикладное искусство
Фотоискусство
Современное искусство
Шедевр
Галерея
Регистрация
Организации
Конструктор сайтов
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки
Тесты
Новости
Социологические опросы
Лучшие тесты
  • Какой у тебя характер?
  • IQ
  • Психологический возраст
  • Любит - не любит
  • Кого назначит вам судьба?
  • Ждет ли вас успех?
  • Какому типу мужчин вы нравитесь?
  • Посмотрите на себя со стороны
  • Какая работа для вас предпочтительнее?
  • Есть ли у тебя шестое чувство?
  • [показать все тесты]



    Иконопись

    Троица Ветхозаветная
    Русские иконописцы, наследники великой византийской традиции, постепенно выработали свой собственный стиль, следуя при этом классическим канонам писания икон и обновляя драгоценное религиозное наследие. Первые иконы появились на Руси в 16-м веке, вскоре после введения в этой стране христианства. До 13-го века сохранялось довольно сильное влияние греческих мастеров. Золотой век русской иконописи начался в 80-х годах 14-го века, в период духовного обновления под покровительством святого Сергия Радонежского. Яркий пример этому - знаменитая икона Ветхозаветной Троицы Андрея Рублева, одного из величайших русских иконописцев. Гениальность русских иконописцев продолжала проявляться в 15-м и 16-м веках, в период расцвета Московской, Новгородской, Тверской и Псковской школ иконописи. Лишь в начале 17-го века начинается медленный закат иконописи. Поддавшись влиянию западного искусства, художники постепенно отошли от традиционных канонов Церкви, и иконопись утратила свою духовную силу. Икона уже служила не столько отражением невидимого мира, сколько изображала реальную и материальную красоту. В начале 18-го века царь Петр Великий вынуждал российских художников следовать западным канонам. В искусстве иконописи одержал верх 'свободный' стиль с характерными чертами барокко. Именно в 18-м веке иконы начали украшать металлическими покровами, получившими название окладов. В 19-м веке, несмотря на возрождение в некоторых культурных кругах интереса к иконам, это искусство продолжает переживать закат. Лишь в 20-м веке в России вновь вернулись к осознанию ценности давнего иконографического искусства и возрождению традиционных канонов.

    Если речь идет об упадке или декадансе, то это значит, что икона перестала отвечать конкретным критериям исполнения, которые позволяют считать ее теологически 'истинной'. Ведь икона - не простое произведение искусства. Икона является неотъемлемой частью православной традиции. Без икон невозможно представить интерьер православного храма. В доме православного человека иконы всегда занимают видное место. Отправляясь в путь, православный христианин также берет с собой по обычаю небольшой походный иконостас или складень. Иконопись есть особая отрасль символического искусства, но она есть не только искусство, но и более чем искусство, она есть боговидение и боговедение, дающие художественное свидетельство о себе. Она требует для истинного своего осуществления соединения в одном лице художника и религиозного созерцателя-богослова. Одно художество само по себе бессильно создать икону, так же как и одно богословие. Поэтому творческая иконопись является труднейшим и редчайшим искусством, как требующая соединения этих обоих, таких редких даров. Икона, являясь видимым отражением невидимого, не существует сама по себе. Она призвана вести за собой людей. В этом и состоит основное отличие русской иконописи от западного искусства, в котором с 13-го века отдавалось предпочтение индивидуальному видению мира художником и отражению его чувств. Вместе с тем из этого совсем не следует, что искусство написания икон является однообразным. Каждый художник имеет возможность вносить что-то новое. Свидетельством этого являются иконы, написанные русскими художниками в 14-м, 15-м и 16-м веках.

    Иконописный канон складывался постепенно, в течение веков, вырастая из богословского понимания образа, поэтому канон не мыслился как внешние рамки, ограничивающие свободу иконописца, а скорее - как стержень, благодаря которому существует икона как художественное произведение. Православная традиция видит в иконе текст, но не схему, поэтому художественная сторона иконы так же важна, как и идеологическая. Икона - это сложный организм, где богословская идея выражена определенными художественными средствами. Нередко богослов и художник соединялись в одном лице, как это было, к примеру, в случае Андрея Рублева или Феофана Грека. На вершинах своего расцвета икона совмещала строгое богословие и высокое художество, что и позволило Евгению Трубецкому назвать икону "умозрением в красках".

    Образ по-гречески - ейкон. Отсюда происходит и русское слово "икона". Но как мы различаем Слово и слова, так же следует различать Образ и образы, в более узком смысле - иконы (в русском просторечии не случайно сохранилось название икон - "образа"). Человек пишет икону, прозревая истинный Образ Божий, но и икона создает человека, напоминая ему об образе Божьем, в нем сокрытом. Условный язык иконы является отражением неполноты наших знаний о Божественной реальности. И в то же время это - знак, указывающий на существование красоты Абсолютной, которая сокрыта в Боге. Икона является своего рода окном в духовный мир. Отсюда ее особый язык, где каждый знак - символ, обозначающий нечто большее, чем он сам. При помощи знаковой системы икона передает информацию так же, как письменный или печатный текст передает информацию, используя алфавит. Икона - это откровение о новой твари, о новом небе и новой земле, поэтому она всегда тяготела к принципиальной знаковости, к изображению иноприродности преображенного мира. Каждый жест, каждая складка одежды, каждый оттенок цвета, каждое выражение лица имеют свое точное значение в иконописи. Такие же строгие требования предъявляются и к материалам, которые используются при создании икон. В создании иконы использованы все элементы мироздания: минеральный, животный и растительный миры. Пространство и время иконы строятся по своим определенным законам, отличным от законов реалистического искусства и нашего обыденного сознания. Икона открывает нам новое бытие, она пишется с точки зрения вечности, поэтому в ней могут быть совмещены разновременные пласты. Прошлое, настоящее и будущее как бы сконцентрированы и существуют одновременно. Так, например, в композиции "Преображение" нередко кроме центрального эпизода на горе Фавор изображается, как Христос и апостолы восходят на гору и нисходят с нее. Пространство и время иконы внеприродны, они не подчинены законам этого мира. Мир на иконе предстает как бы вывернутым, не мы смотрим на него, а он окружает нас, взгляд направлен не извне, а как бы изнутри. Так создается "обратная перспектива". Обратной она названа в противоположность прямой, хотя правильнее было бы назвать ее символической. Прямая перспектива (античность, Возрождение, реалистическая живопись 19-го века) выстраивает все предметы по мере их удаления в пространстве от большого к малому, точка схода всех линий находится на плоскости картины. В иконе - напротив: по мере удаления от зрителя предметы не уменьшаются, а часто даже и увеличиваются; чем глубже мы входим в пространство иконы, тем шире становится диапазон видения. Мир иконы бесконечен, как бесконечно познание Божественного мира. Точка схода всех линий находится не на плоскости иконы, а вне ее, перед иконой, в том месте, где находится созерцающий.

    Истинная творческая икона есть явление Христа, Богоматери, ангелов, святых, рая, здесь на земле. Поэтому в ней искусству дается вообще самое высшее служение, какое только может существовать, - возвещать славу Божию. Христианство - религия Слова, этим определяется специфика иконы. Созерцание иконы не есть акт эстетического любования, хотя эстетические ценности в христианской культуре играют не последнюю роль. Но на первом месте стоит приобщение Слову. Созерцание иконы - это, прежде всего, молитвенный акт, в котором постижение смысла красоты переходит в постижение красоты смысла, и в этом процессе внутренний человек растет, а внешний умаляется. Эта обратная связь не позволяет иконописи сделаться "искусством для искусства", к чему тяготеет любой род художественной деятельности. Искусство в Церкви в полном смысле слова "служанка богословия", но это не принижает его значение, но уточняет его функции и делает его более целенаправленным и действенным.

    Назад в раздел

              Copyright © RIN 2002-  Обратная связь