Античная эпоха оставила особенно глубокий след в истории европейской цивилизации. В годы, когда большая часть населения Европы пребывала в состоянии варварства, в городах Балканского полуострова, Малой Азии, на островах Эгейского моря закладывались основы будущей культуры небольшим, но способным народом эллинов. Древнегреческие философы и общественные деятели, поэты и драматурги, зодчие, скульпторы, художники положили и начало европейской культуры. Детством человечества, порой ослепительно солнечным, иногда таинственным, воспринимается античная эпоха, памятники которой до сих пор оказывают огромное художественное воздействие...
|
|
Иконопись в Древней Руси была делом священным. Строгое следование каноническим предписаниям, с одной стороны, обедняло процесс творчества, поскольку ограничивало возможности самовыражения иконописца, так как иконография образа, как правило, была уже задана, но, с другой стороны, заставляла художника все свое мастерство, все свое внимание сфокусировать на сути "духовного предмета", на достижении глубокого проникновения в образ и воссоздании его изысканными изобразительными средствами. Традиции и устоявшиеся приемы затрагивали не только иконографию, но и выбор материала, на котором писались иконы, вещество грунта, способ подготовки поверхности под живопись, технологию изготовления красок и, наконец, последовательность письма...
|
|
России было дано создать совершеннейший художественный язык иконы. По словам Л.Успенского, если Византия дала миру богословие, выраженное словами, то Россия создала богословие, выраженное в образе. Русская икона не менее аскетична, чем византийская, но акцент в ней ставится не на трудности подвига, а на радости, достигаемой в результате этого подвига, на легкости бремени Господня. Русская икона - наивысшее воплощение в искусстве божественного смирения, и именно поэтому, несмотря на свою глубину, она обладает свойством детской легкости и радости, она полна тепла и покоя...
|
|
|