ПОИСК   
Современные фотохудожники
  
Новости
Авторские работы
Изобразительное искусство
История искусства
Живопись
Картины на продажу
Скульптура
Pin-Up
Графика
Ну и Ню
Декоративно-прикладное искусство
Фотоискусство
Помощь начинающим
Профессионалам
Жанры фотографии
Современные фотохудожники
Современное искусство
Шедевр
Галерея
Регистрация
Организации
Конструктор сайтов
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки
Тесты
Новости
Социологические опросы
Лучшие тесты
  • Какой у тебя характер?
  • IQ
  • Психологический возраст
  • Любит - не любит
  • Кого назначит вам судьба?
  • Ждет ли вас успех?
  • Какому типу мужчин вы нравитесь?
  • Посмотрите на себя со стороны
  • Какая работа для вас предпочтительнее?
  • Есть ли у тебя шестое чувство?
  • [показать все тесты]



    Страницы:  1  2  3  4 

    Соколаев Владимир

    Владимир Соколаев родился 11 мая 1952 года в Сибири, в городе Сталинске. Закончил Ленинградский институт киноинженеров в 1983 году. Член Союза фотохудожников России с 1990 года. Активно работал в области социальной фотографии с 1980 по 1992 года. В 1995 году сменил фотоаппарат на видеокамеру. С тех пор осваивает документальное авторское видео. В 2000 году вступил в Творческий Союз Художников России (IFA).

    Автобиография

    Я познакомился с фотографией спустя девять лет после рождения. Родители купили мне фотоаппарат "Смена-6", а мой крестный, дядя по материнской линии, показал как печатаются снимки. Тогда я не смог понять, как из белого негатива появляется черная фотография.

    Вторая вспышка фотографической деятельности совпала с пробуждением моего интереса к слабому полу. Сам стиль съемки - "папарацци" - органично входил в ритуал ухаживания. В качестве фотолаборатории использовалась ванная комната, что вызывало недовольство домашних. Я гордился своими фотографиями, - они пользовались неизменным успехом у друзей.

    В третий раз к фотографии меня вернул зеркальный видоискатель камеры "Зенит 3М". Одноклассник извлек его из стола своего старшего брата и с опаской передал мне в руки. Я поднял аппарат к глазу и обомлел. Отображенная реальность матового стекла протрясла меня. Так произошла моя Встреча с Фотографией. Произошла за неделю до выпускных школьных экзаменов. Все три недели экзаменов промелькнули в непрерывающемся сверкании потрясающего праздника Встречи с Музой. Экзамены были фоном, одноклассницы, друзья, учителя отражали свет Солнца, преломляли его, и Солнце шептало в трепетавшее сердце:" Посмотри, как светятся в Моих лучах ее волосы, как восхитительно прозрачна ее рука: А сейчас твои друзья войдут в столб Моего света и сами станут Светом." Они входили в Свет и становились Светом. С моими глазами что-то произошло. Я вдруг увидел Мир. А Дверью в этот Мир Света стал простой зеркальный видоискатель фотокамеры "Зенит 3М". И в этом Окне перед моими глазами развернулся праздник предъявления Жизни. В этом празднике участвовали мои друзья, одноклассники, цветы в их руках, коридоры школы, улица. Вдруг в один момент все вокруг засияло и засветилось в окне видоискателя, а через него, и в моих глазах. Так появился мой первый фотоальбом "Одноклассники". Так был прожит первый этап - ЗНАКОМСТВО.

    Второй начался по возвращении из армии и женитьбы, которая потребовала средств на пропитание молодой семьи. Ученик, а по-том фотограф службы быта - начало освоения фотографии как спе-циальности. В 1974 году счастливый случай открыл передо мною двери кинокорреспондентского пункта Кузметкомбината (тогда в Минчермете существовала целая сеть кинокоррпунктов), который назывался громко "КМК-фильм". Мы с женой вернулись в родной город и я искал работу. В кинокоррпункте требовался не фотограф, а электрик. Я устроился электриком. Первым жестом стало полное отключение истошно оравшего в студии "брехунка" (так называлась радиоточка в брежневские времена), вторым - просьба дать в руки фотоаппарат. Так состоялось возвращение к Фотографии.

    Сами условия съемки в цехах металлургического комбината потребовали серьезного изучения технической стороны фотопроцесса. Тогда же пришла настоящая любовь к творчеству. Естественным продолжением творческого процесса стала и активная работа в местном фотоклубе, позже назвавшимся "Сибирью", и участие в клубных фотовыставках-отчетах. Потом пришло ощущение, что рамки фотоклуба чрезвычайно тесны для фотографии. Ведь фотография - не просто увлечение, заполнение свободного времени. Фотография - способ познания окружающего мира, сознательная и активная реакция на все происходящее. На все, без исключения. Так из состава фотоклуба выделилась группа единомышленников, людей, связавших с фотографией всю свою жизнь: Владимир Воробьев, Александр Трофимов и я. Мы стали называть себя "ТРИВА": "три" - трое, "ВА" - Владимиры и Александр. Мы вместе работали на ведомственной киностудии "КМК-фильм", исповедовали документальную фотографию, как способ осмысления мира, снимали только "полтинниками" - объективами, угол охвата которых совпадает с углом охвата человеческого глаза. "Полтинник" видит так же, как человек, и требует от фотографа участия в снимаемом событии, требует полного погружения. "Полтинник" учил нас искать точки контакта, находить способы взаимодействия с людьми, учил оставаться незаметными.

    Считаю, что нам исключительно повезло. Судьба сделала нас своими избранникам и подарила нам все, о чем фотограф мог только мечтать. В нашем распоряжении находилась вся территория крупнейшего металлургического завода. Мы могли находиться в его цехах, наблюдать и снимать хоть 24 часа в сутки - без ограничений. Неограниченный запас фотопленки, фотобумаги, химреактивов позволял не экономить на материалах. Все помещения студии, все ее технические ресурсы были в нашем распоряжении. А полем для игры было все пространство жизни: город, завод, вся страна.

    Ко всему этому судьба приложила еще один подарок - встречу с Владиславом Запорожченко, человеком, наделенным тотальным фотографическим чутьем, абсолютным чувствованием фотографии. Эта встреча во многом определила мою фотографическую судьбу. Профессиональные советы талантливого фоторедактора, всегда очень осторожные и, как мы не раз убеждались, точные, сделали из нас хороших фотографов.

    Результатом нашего творческого содружества явилось создание макета фотоальбома "ФОТОФАБЕР" ("Фотография работающая"), посвященного рабочим Кузметкомбината. Тогда же, в 1980 году фотогруппа "ТРИВА" была зарегистрирована в городском отделе культуры как неформальное творческое объединение фотографов. Это было первая в Союзе творческое объединение профессиональных фотографов. Основной задачей, возложенной на себя фотографами, как членами творческого коллектива, стала пропаганда фотографии через участие в выставках и конкурсах самого различного масштаба: от местных до международных. Тогда же появилась заметка о группе и в журнале "Советское Фото" - единственном печатном органе советской фотографии. Эта была пора самой высокой внешней активности фотогруппы.

    Постепенно приходило осознавание уникального социального статуса Фотографии, как вида искусства. Оказалось что фотографическая деятельность - это не столько участие в фотовыставках, сколько процесс внутренний, духовный, неотделимый от гражданской позиции автора, от его социальной ответственности. Ведь в момент щелчка затвора происходит только рождение фотографии. Потом она взрослеет и обязательно, выходит "в люди", к зрителю. Выходя, она предъявляет и себя, и, с неизбежностью, автора, его позицию, его мировоззрение. Ведь всякий раз, нажимая на спуск, фотограф запечатлевает свое собственное отношение к тому, что он наблюдает. В социальной документальной фотографии щелчок фотоаппарата с неизбежностью демонстрирует гражданскую позицию автора. Несовпадение точек зрения автора и власти приводит, как известно, к столкновению их носителей. После проживания этого факта в жизни группы произошло ее разделение - Александр Трофимов стал работать самостоятельно. Фотогруппа "ТРИВА", как коллектив авторов, перестала существовать.

    А социальная фотография требовала от нас не только мужества и большой внутренней работы, но и перемены внешних приемов съемки. Мы перешли к работе незаметными и бесшумными "Лейками", к работе, постоянной во времени, и непрерывной в течении дня, и ночи. Камера стала обязательной принадлежностью, "кофр" - формой одежды. Выставочная деятельность прекратилась полностью по независящим от авторов причинам. Социальная фотография оставалась обществом "не заказанной". Впрочем, все это позволяло сохранять силы для главной работы - съемки, набора фотографического материала. Этот период мы называем "свободной охотой" - пристально фиксировалось все, что останавливало наше внимание, все проявления человеческой деятельности. Основополагающее качество документальной фотографии - единство факта, времени и места - соблюдается с того момента неукоснительно. Изменился способ подачи материала, он стал альбомным. Авторами созданы макеты фотоальбомов: мною - "ЯНВАРЬ-ИЮЛЬ", по материалам фотосъемки в Ленинграде в 1983 году, "СОСЕДИ" - фотоальбом о земляках-новокузнечанах (1983), Владимиром Воробьевым - "ЛИЦА" и "МЕСТА" - два альбома под общим названием "ФОТОЭРЕКТУС" ("Фотография выпрямленная". 1983). В 1984 году были собраны мною - "ЖАТВА", Воробьевым - "СТО ПАРНЫХ ФОТОГРАФИЙ".

    Опыт работы с фотоальбомами показал, что профессиональное отношение к фотографированию с необходимостью требует переосмысления самого процесса творчества, разделения момента собственно творчества и процесса освоения материала. Кроме того, появилась настоятельная потребность в тесном сотрудничестве с профессиональным фоторедактором. Переписка с Владиславом Запорожченко не заполняла тот информационный вакуум, который вообще характерен для российской провинции. После внимательного исследования процесса творчества фотографа, по результатам съемки 1985 года появился фотоальбом "Я-ТЫ-МЫ-ОНИ". Границы были определены, названы и четко зафиксированы. Новое отношение к понятию "тема" выразилось в сборке первого тематического альбома о цыганах "ЦЫГАНЕ-СКОТОГОНЫ" по результатам двух выездов-съемок на Алтае в 1980 и 1985 годах. Так закончился период; ЛЮБИТЕЛЬСТВА.

    Третий период начался со встречи, полностью перевернувшей мою жизнь - с Владимиром Пономаренко. Через него я вошел в Мир Смысла. Этот Вход потребовал полной переоценки всей предыдущей жизни, в том числе и профессиональной ориентации творчества. 1986 год был годом полного фотографического молчания. По-новому осмыслялась место и роль информационного потока, его влияние на систему социальных отношений, и на процесс творчества фотографа. С новых позиций осознавалась роль и место самой фотографии в жизни человека, в обществе, в социальных взаимоотношениях. Совершенно по-иному увиделось и место фотографа в обществе, и его неизбежная гражданская ответственность перед людьми за воздействие результатов своего творчества. Необходимость переосмысления первооснов собственного творчества не позволяла взяться за камеру до момента ПОЛНОЙ внутренней уверенности в правильности решения. Новое понимание основ изменило подход к понятию, "тема", потребовало новых приемов работы, основным из которых стал метод полного погружения в пространство жизни материала, в событие, принцип фотоэссе. Мир стал видеться по-другому...

    Первой попыткой применения нового подхода стала работа над фотоальбомом "СВЕТЛАНА" (1986), второй - трехлетняя работа над темой " ХРАМ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА" (1987-89). В начале 1987 года был применен новый для меня метод "внедрения в пространство темы" - работа преподавателем фотокружка в детском доме ? 5 Новокузнецка. Через полгода 100-ликий портрет коллективного обитателя детского дома был представлен в экспозиции "ДЕТИ в ДОМЕ" вместе с работами новокузнецкого графика Александра Гаврилова. Эта выставка стала моей первой авторской экспозицией и, одновременно, первым предъявлением новокузнецким зрителям социальной фотографии. Тогда же в середине 1987 года фотографы выступили с инициативой организации экспозиции "Экология" - о катастрофическом состоянии окружающей среды в городе. Близкая для любого жителя города тема в первый и, до сего дня, единственный раз, объединила в стенах одного выставочного зала работы новокузнецких графиков, живописцев, скульпторов и фотографов. Общественный эффект от выставки превзошел наши ожидания. Тема экологии, чрезвычайно актуальная, больная - была представлена зрителям более чем сотней творческих работ. Экспозицией заинтересовались во Всероссийском обществе охраны природы.. Еще полтора года ушло на подготовку материала. В 1989 году объединенная экспозиция графики, живописи, скульптуры и фотографии заполнила стены бывшего храма на Варварке.

    После московской выставки в стенах Новокузнецкого Дома творческих союзов мною были представлены новые и, до недавнего времени, закрытые для зрителей темы: "ХРАМ" - фотозарисовки из жизни местного православного храма, "ДОМ 2" - фоторассказ о Новокузнецком Доме ребенка для детей с отклонениями в психическом развитии. Обе экспозиции, кроме творческой и культурной задач, имели и четко очерченную социальную цель - заполнение многолетнего вакуума в общении сибирского зрителя с документальной фотографией. Эти экспозиции стали моими последними авторскими выставками и остаются таковыми до сего дня.

    С 1989 по 1995 год я занимался изучением и преподаванием философии, много путешествовал по России. В 1995 году в одной из экспедиций в мои руки попала видеокамера. Новые возможности творчества - запечатлевание Единой Сущности Пространства до сих пор завораживают меня. Весь процесс в моих руках: от сценария фильма до упаковки кассеты. Кто-то называет это "прямым кино", я - "авторским видео". Созданы несколько видеофильмов. Они - первые шаги в новом для меня виде визуального творчества, способным войти в каждый дом...

    Кто я? Наблюдатель, активный наблюдатель...

    Владимир Соколаев

    E-mail: av_sokol@mail.ru

    Страницы:  1  2  3  4 
    Назад в раздел

              Copyright © RIN 2002-  Обратная связь