ПОИСК   
Современные фотохудожники
  
Новости
Авторские работы
Изобразительное искусство
История искусства
Живопись
Картины на продажу
Скульптура
Pin-Up
Графика
Ну и Ню
Декоративно-прикладное искусство
Фотоискусство
Помощь начинающим
Профессионалам
Жанры фотографии
Современные фотохудожники
Современное искусство
Шедевр
Галерея
Регистрация
Организации
Конструктор сайтов
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки
Тесты
Новости
Социологические опросы
Лучшие тесты
  • Какой у тебя характер?
  • IQ
  • Психологический возраст
  • Любит - не любит
  • Кого назначит вам судьба?
  • Ждет ли вас успех?
  • Какому типу мужчин вы нравитесь?
  • Посмотрите на себя со стороны
  • Какая работа для вас предпочтительнее?
  • Есть ли у тебя шестое чувство?
  • [показать все тесты]



    Гринберг Александр

    Годы жизни: 1885-1979
    Среди русских фотохудожников 20-го века Александр Данилович Гринберг занимает одно из самых почетных мест. Родившись в конце 19-го века и прожив 94 года, он стал свидетелем и участником революционных событий, гражданской войны, двух мировых войн, сталинских репрессий, идеологических гонений и многого другого, пережитого Россией за это время. И, может быть, самое удивительное в том, что ни один из этих исторических катаклизмов не отразился на его творчестве. Снимая портреты, пейзажи, этюды, он всегда оставался фотохудожником.

    Он прожил долгую, полную драматических событий жизнь - без малого целое столетие! Родился в царствование Александра III Миротворца, стал именитым фотографом еще в самом начале века, при Николае II, воевал в Первую мировую, несколько лет провел в германском плену. В гражданской войне был на стороне красных. В 20-е и первую половину 30-х годов активно работал как фотограф и кинооператор. В год великого перелома (1929) подвергся острой идеологической проработке за мелкобуржуазность художнической позиции.

    В 1935 году он среди двадцати участников "Выставки мастеров советского фотоискусства", а год спустя - в одном из лагерей ГУЛАГа. Чудом вырвался на свободу накануне Отечественной войны и долгое время носил клеймо "бывшего в заключении". В военные годы не покидал Москву, зарабатывая на жизнь съемкой портретов. Пережил борьбу с космополитизмом, был реабилитирован в хрущевскую оттепель, существовал на скромную пенсию в брежневскую пору. Словом, испытал с лихом все, что выпало на долю его поколения. На фотографическое поприще Александр Гринберг вступил в пору расцвета русского фотопикториализма. Тогда блистали имена Николая Петрова, Сергея Лобовикова, Анатолия Трапани, Сергея Саврасова. Гринберг в совершенстве овладел техникой благородной печати, позволявшей передавать в портретах оттенки настроения, в пейзажах - мимолетные впечатления от натуры. Современников его работы поражали виртуозностью исполнения. Эти фотографии превосходно вписывались в стилевые сплетения модерна. Фигура в портретах уплощалась, линия пела изысканную мелодию, моделируя формы. В пейзажных снимках предметы растворялись в мареве среды, а свободная композиция настраивала зрителя на лирический лад. Живописная манера помогала опоэтизировать натуру, пробуждала мечты о прекрасном мире, в который обращала обыденную реальность, а орнаментальность и декоративность заключали фотографические образы в раму Искусства. Молодой Гринберг стал активным сторонником и пропагандистом масляной обработки отпечатков (бромойль, гуммиарабик, резинотипия). На развитие его творческих принципов повлияла тесная близость к практике кино и работа кинооператором на известных киностудиях. Он и здесь заявил себя недюжинным мастером, почти десять лет (с 1922 года) занимал кафедру киносъемки в Гостехникуме кинематографии (будущий ВГИК), воспитал немало учеников.

    К середине 30-х годов Гринберг отказывается от ромойлей и приходит к выводу: творческое начало в фотографии может выражать себя и без сложной обработки снимка. Он формулирует идею "чистой фотографии" (выражение принадлежит ему) и вводит понятие в обиход. Идея эта созревала еще раньше, в пору работы над фотографическим воплощением "искусства движения". Тогда, в середине 20-х годов, в Государственной академии художественных наук был создан Фотокабинет, вокруг которого группировались фотохудожники старой школы, и среди них Гринберг. Перед ними стояла задача - с помощью фотографии создать транскрипцию движения в танце. Интерес к этой проблеме был связан с приездом в СССР знаменитой американской танцовщицы Айседоры Дункан с ее школой свободного танца. Работы фотохудожников демонстрировались на выставках "Искусство движения", всего их было четыре. Выставлялись там и фотографии Гринберга - обнаженная натура. Здесь он достиг совершенства и, пожалуй, не имел соперников в выражении идеального женского образа. На снимках Гринберга модели полны истомы, они как обещание блаженства и неземной любви. В них нет роковой страсти, духовное не противостоит телесному, но находится в гармонии с ним. Гармония этих начал более всего занимала мастера, и потому его женские образы столь полнокровны. Итоги двадцатилетней работы мастера были представлены на знаменитой выставке "Советская фотография за 10 лет" - 51 снимок. Авторитет Гринберга был в то время столь высок, что он вместе с известнейшими деятелями искусства входил в жюри выставки. Когда в 1929 году начался разгром старой фотографической школы, в списке тех, чьи произведения получили ярлыки "упадочные", "социально-импотентные", стояло и имя Гринберга. Особенно досталось "красивым, бесполезным самкам". Вывод, естественно, был сделан: эротизм, который питается истоками богатого, пресыщенного безделья, советскому искусству не к лицу. "Публичная, общественная фотография, - говорилось в статье "О "правых" влияниях в фотографии", - должна раз и навсегда прекратить доступ на свои выставки, в свои витрины, в свою печать этому грязноватому пережитку капиталистических отношений".

    И все-таки Гринберг рискнул еще раз выставить этюды обнаженного тела на выставке 1935 года, на обсуждении которой смельчаки призывали учиться у мастера культуре фотографии. В сущности, за фотографическую культуру он и был арестован (хотя ему инкриминировали распространение порнографии) и осужден Особым совещанием НКВД СССР.

    История, однако, рассудила иначе. Ушли в небытие хулители Гринберга, забыты яростные критики фотохудожников-пикториалистов, теперь их работы выставляет Третьяковская галерея. С творчеством Александра Гринберга знакомится фотографическая столица Европы - в Париже прошла персональная выставка Мастера.

    Валерий Стигнеев

    Назад в раздел

              Copyright © RIN 2002-  Обратная связь