ПОИСК   
Современные фотохудожники
  
Новости
Авторские работы
Изобразительное искусство
История искусства
Живопись
Картины на продажу
Скульптура
Pin-Up
Графика
Ну и Ню
Декоративно-прикладное искусство
Фотоискусство
Помощь начинающим
Профессионалам
Жанры фотографии
Современные фотохудожники
Современное искусство
Шедевр
Галерея
Регистрация
Организации
Конструктор сайтов
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки
Тесты
Новости
Социологические опросы
Лучшие тесты
  • Какой у тебя характер?
  • IQ
  • Психологический возраст
  • Любит - не любит
  • Кого назначит вам судьба?
  • Ждет ли вас успех?
  • Какому типу мужчин вы нравитесь?
  • Посмотрите на себя со стороны
  • Какая работа для вас предпочтительнее?
  • Есть ли у тебя шестое чувство?
  • [показать все тесты]



    Картье-Брессон Анри

    Анри Картье-Брессон (Henri Cartier-Bresson)
    (р. 22 августа 1908)

    "Фотогафия сама по себе меня не интересует. Я просто хочу захватить кусочек реальности. Я не хочу ничего доказывать, ничего подчеркивать. Вещи и люди говорят сами за себя. Я не занимаюсь "кухней". Работа в лаборатории или в студии у меня вызывает тошноту. Ненавижу манипулировать - ни во время съемки, ни после, в темной комнате. Хороший глаз всегда заметит такие манипуляции... Единственный момент творчества - это одна двадцать пятая доля секунды, когда щелкает затвор, в камере мелькает свет и движение останавливается".

    История

    Сегодня живому классику 92 года. Он не дает интервью и больше не фотографирует. Созданный им образ безумного человечества безошибочен и неповторим. Он запечатлевал его с любовью, не жалея пленки, остро чувствуя, что "удел фотографа - непрерывно исчезающие вещи. И когда они уходят, никакая изобретательность, ничто на свете не заставит их вернуться". Свой знаменитый альбом, состоящий из 126 фотографий, снятых за 20 лет в разных странах, мастер назвал "Сохраненные образы" (Cartier-Bresson, 1952).

    Ощутив горячее дыхание жизни на съемках в Испании в 1933 г., Картье-Брессон решает для себя раз и на всю жизнь: никаких постановок! Он не фантазирует, не изобретает искусственную реальность, оставаясь верным документально-жанровой фотографии.

    Началось все с малоформатной камеры "лейка", ставшей популярной в 30-е годы, и впечатлений от снимков Эжена Атже, французского реалиста начала века. По воспоминаниям самого Картье-Брессона, это стало его первым импульсом к творчеству.

    В 1939 году он вступает во французскую армию, становится капралом в армейском кинофотоподразделении, а когда нацисты захватили Францию, попадает в плен. Трижды пытается бежать. С третьей попытки это ему удается. Вернувшись в Париж после тридцати шести месяцев фашистского плена, он становится участником Сопротивления. От мастера в те годы требовалось особое мужество, чтобы думать не только о борьбе с врагом, но и профессионально фиксировать на пленку поступь Истории. Картье-Брессон организует французских фотожурналистов для съемок во время оккупации и отступления фашистов.

    Когда вторая мировая война в Европе закончилась, он работает оператором в Управлении военной информации Соединенных Штатов и снимает документальный фильм о возвращении военнопленных во Францию. В 1946-м объездил Соединенные Штаты, зорко наблюдая жизнь людей сквозь видоискатель своей камеры; В Музее современного искусства в Нью-Йорке в том же году состоялась первая большая выставка его работ. Вернувшись на родину, Картье-Брессон с двумя своими друзьями-фотографами - Робертом Капой и Чимом - основал независимое агентство "Магнум Фото".

    Анри Картье-Брессон, переживший в свое время увлечение левыми идеями, дважды в своей жизни побывал в СССР. Впервые - через год после смерти Сталина, в 1954 г. И еще раз - в 1972-м. Фотографии, сделанные им во время этих поездок, можно было увидеть в Большом Манеже, на выставке, проходившей в рамках Фотобиеннале-2000, организованной Московским домом фотографии при поддержке правительства Москвы.

    Проект Картье-Брессона, который увидели москвичи, называется "Москва. Россия. 50-е, 70-е годы". Девяностодвухлетний мастер сам выбрал из миллионов(!) негативов, хранящихся в его архиве, снимки для Фотобиеннале-2000 в Москве. Картье-Брессон вообще известен как гений выбора. Работая, он всегда расходовал пленку "километрами", стараясь поймать решающий момент, и отыскивал потом самый выразительный кадр в отснятой ленте.

    Даже у профессионалов вызывает удивление, как можно поймать такие моменты, успеть вскинуть фотоаппарат, навести на резкость. Объяснение простое: мастер сроднился со своей камерой. Объектив - продолжение глаза, а наводка на резкость - инстинкт, живущий в кончиках пальцев. Репортер от Бога. "Самое трудное для меня - портрет, - говорил он. - Надо стараться фокусировать объектив между кожей портретируемого и его рубашкой".

    "Картье-Брессон не был счастлив в нашей стране, - рассказывала на открытии Фотобиеннале-2000 Ольга Свиблова, директор Московского Дома Фотографии. - Когда несколько лет назад он давал мне интервью, то, заговорив о Москве, перешел на шепот и прикрыл ладонью микрофон. Причем он не сообщал ничего страшного или секретного. Просто в нем с семидесятых годов живет страх, привычка все время что-то скрывать, говоря о Советском Союзе или России".

    Снимая в тоталитарных государствах, будь то Советский Союз или Китай, многие фотографы поддались тому, что я бы назвал "социальным конструктивизмом". Легко увлечься ритмом и линиями в изображении, когда люди сами выстраиваются в когорты и маршируют в ногу с одинаковыми транспарантами.

    В фотовпечатлениях Картье-Брессона больше сочувствия, чем иронии: женщины в одинаковых бесформенных пальто и в противных мохеровых шапках, которые все тогда носили... Они толпятся у прилавка, рассматривая сумочку. Снимок вызывает жалость и грустную улыбку.

    Картье-Брессону всегда интересны люди. Будь то строительство КамАЗа или прогулка с детской коляской по Гоголевскому бульвару, любое событие для него - лишь "возможность показать человека. На снимках мастера нет бессмысленной толпы со знаменами, как в любой советской газете тех лет. На фотографиях Картье-Брессона - групповой портрет разных людей, но каждый из которых - неповторимая личность. И все не похожи друг на друга: Мастер напомнил нам о том, о чем сами мы иногда забываем.

    Автор: Александр Семин
    Исходный текст: "Фокус Картье-Бессона", еженедельник "Алфавит" No.25, 2000.







    Назад в раздел

              Copyright © RIN 2002-  Обратная связь