На сегодняшний день А. Чежин - признанный мастер современной российской фотографии, концептуальный фотограф с ярко выраженной, узнаваемой стилистикой своих фотографий. Две главные темы присутствуют в творчестве петербургского фотографа - человек в его изначальном неравенстве по отношению к себе и к миру, и - пространство памяти, в котором возможны странные метаморфозы, сюрреалистические смещения во времени.
Чежин очень много и с большой изобретательностью работает как со старыми безымянными отпечатками, так и с цитатами из классического модернизма, добиваясь парадоксального совмещения разных по своей природе пространственных и временных ритмов. Как правило, художник предпочитает черно-белую фотографию, используя все возможности живого оригинального отпечатка, превращенного по сути дела изысканный графический эстамп. Долгое время, занимаясь съемкой в рядовом фотоателье, Чежин как никто другой осознал ценность простого, бесстрастного постановочного снимка, развив эту тему в серии гротескно-абсурдных образов на темы прозы Хармса - "Хармсиада", или же обыгрывая ее сквозь призму "Красного квадрата" Малевича. В другой серии - человеческие лица заменены на пугающие своей унифицированной безликостью канцелярские кнопки, что парадоксальным образом заставляет вспомнить известное определение фотографии как раны, пореза (Р.Барт).
Сюрреалистическое наплывание-чередование образов в фотоциклах на тему Петербурга - не просто особый взгляд на город, подверженный метаморфозам, но и виртуозная техника, в которой используется двойная или многократная экспозиция, панорамое сканирование, монтажная стыковка разномасштабных фрагментов: "Табун", "Невская купель". Каждый из его фотопроектов, со всей их яркой образной новизной и смелом экспериментаторстве, апеллирует к основным темам и сюжетам из истории искусства XX века, превращая все сделанное художником в огромный палимпсест, сконструированный из множества визуальных ассоциаций. Чежин свободно перемещается в пространстве модернистского искусства, он оживляет утраченные визуальные смыслы, вводя их в новый, актуальный контекст.
Его творчество циклично - начав какую-либо серию, он никогда в дальнейшем ее не бросает, а, наоборот, постепенно наращивая материал, создает на основе заявленной темы многочастную "симфонию", с тщательно проработанной "партитурой" и концептуально осмысленную. Таков его последний проект, посвященный теме детства - своего рода виртуозно проведенные фото-раскопки ушедшей эпохи, археология памяти, которая переживается и как ностальгия и как живое настоящее.
Г.Ершов
Андрей Чежин родился в Ленинграде в 1960 году. В 1982 году окончил Ленинградский институт киноинжинеров. В 1995 - один из учредителей галереи "Фотоимидж". Участник и организатор большинства фотовыставок в Петербурге.
Некоторые из персональных выставок: 1993 - Я-объект - галерея "Фотопосткриптум", Санкт-Петербург 1994 - В гостях у Буллы - галерея "21", Санкт-Петербург 1996 - 96 фотографий - центральный выставочный зал (Манеж), Санкт-Петербург 1996 - Хармсиада - галерея "Фотоимидж", Санкт-Петербург 1997 - Город-текст - галерея "Борей", Санкт-Петербург.
Kоллекции: Русский музей, Санкт-Петербург; Коллекция гуманитарного фонда "Свободная культура", Санкт-Петербург; Музей фотографических коллекций, Москва; The Navigator Foundation, Boston, USA; Columbus Museum of Art, Columbus, Ohio, USA; Southeast Museum of Photography, Florida, USA; частные коллекции Joshua P. Smith, Lucian Perkins, Ursula Herbrand, Paul Zimmer, Michael Peltsman и другие.
|