Пристальный взгляд на обыденные вещи, лежащие тут же под рукой, на письменном или обеденном столе, обычный неприметный фон каждодневной жизни, в конце концов, узнаваемый типичный образ или мотив, стертый в сознании и поэтому ничего не говорящий - "пустышка", рекламная картинка - вот темы и сюжеты большинства работ художницы. В своих спокойных, абстрактно красивых снимках она не драматизирует жизнь, не прибавлет реальности навязанной экспрессии или абсурда. Нет, все ясно, определенно, с холодком сделанности и отчетливостью кадра демонстрирует презренную устойчивость этого мира, не таящего, кажется, ничего иного, чем прямое сообщение. Таков на первый взгляд "message" русско-немецкого фотографа.
Однако, каждый проект Венцль содержит ясно выраженную концептуальную идею, которая и определяет внутреннюю логику, интригу и драматургию кадров - взгляд фотографа обретает текстуальное измерение и нарратив, литература наполняют своим дополнительным, интеллектуальным и ассоциативным объемом фотографии, еще более усиливая их энигматичный, отстраненно-натюрмортный характер. Происходит тем самым простая, но вместе с тем неочевидная операция - совмещение вербального экзистенциального опыта как внутреннего измерения памяти с совершенно `посторонним` визуальным рядом. Таковы серии фотографий (репрезинтированных в качестве слайд-фильма) `Черный глаз Китая` и "От оллигархии к демократии", где в первом случае автобиографический текст совмещался с рядом "абстрактных" кадров разнообразных фактурных поверхностей, а во втором - отрывки "Политики" Аристотеля обнаруживали свою неумолимую логику в череде снимков срезов сыра Фетаки, вызывавших последовательную смену ассоциаций от холодного мрамора до гастрономического деликатеса.
Своими проектами Венцль представляет своего рода московскую линию в петербургской фотографии, внушающую зрителю спокойный и уверенный взгляд на вещи, без обыкновенной петербургской истеричности или же меланхолического тумана. Ее последний проект с блеском обыгрывает идею простого бытия вещи как "знакомого незнакомца", своего рода иностранца. Обыкновенный черный блестящий баклажан становится загадочным Обержином, являя образы детства, желания, скуки, дружелюбия, игры, удовольствия, ненужности и т.д. Вместе с тем эти фотографии при явной анекдотичной занимательности и юморе заключают в себе взгляд на мир как на ускользающее, но с отчетливой и прозрачной ясностью проговаривамое безумие, ясное и спокойное отчаяние, предстающее в качестве еще одной истории про: простую и обыкновенную вещь.
Глеб Ершов
Катарина Венцль родилась в Мюнхене в 1967. Фотографией занимается с 1995.
Публикации: Новые проекты, Птюч, 1997, 5 Abstract photo-ready-made, Искусство кино, 1999, 10 Из жизни Обержина, На Невском. Петербург, 2001, 7(54).
Персональные выставки: январь 2000: Черный глаз Китая, Галерея Navicula Artis, Петербург декабрь 2000: Ильич и Имидж, Галерея Борей, Петербург апрель 2001: От олигархии к демократии и наоборот. Политика в государстве Фетаки, Галерея Navicula Artis, Петербург октябрь/ ноябрь 2001: Срочное фото, Галерея Борей, Петербург ноябрь/ декабрь 2001: Из жизни Обержина. Фотографии, не вошедшие в семейный альбом, Творческий центр `Митьки-Вхутемас`, Петербург.
Групповые выставки: июнь 2001: Арт Медиа Форум, Музей Нонконформистского искусства, Петербург январь 2002: Петербург 2001, Центральный выставочный зал Манеж, Петербург март 2002: Январь. Дневник и сон, Галерея Navicula Artis, Петербург
|