Скульптура для среды, для пространства - так определяет Леонид Колибаба плоды своего творчества, которые "вырастают" на основе естественных форм и занимают возможную нишу, не заполненную самой природой. Пространство, объем, форма - основополагающие, взаимозависимые понятия, без которых немыслима работа скульптора. Его произведения, созданные не только "для" пространства, но и буквально "из" его фрагментов, органично существуют именно в той среде, из которой они вышли. Земля, трава, кусты, деревья, даже осколки камня, спиленные или вырубленные части дерева - все вместе образуют фон, в котором живет новый объем и, одновременно, являются необходимой составляющей для восприятия рукотворного объекта. Гармония существования объекта в определенных условиях во многом зависит от его соразмерности. Разновысокие скульптуры Колибабы, размещенные во дворике-саду при мастерской, помимо самоценной образности несут в себе пространственно-организующее начало, объединяя различные элементы окружения. Они становятся как бы промежуточным масштабным звеном, точкой отсчета в понимании цельности мира. Помимо визуального соответствия натурному окружению эти произведения связаны с ним и тематически. Мифологические, фольклорные образы, образы-аллегории наполнены той же энергией земли и космоса, которая питает и собственно природные творения, Основная идея композиций Колибабы - материализация философии жизни. Скульптор неоднократно варьирует образ Исиды - древне-египетской богини плодородия, воды и ветра, олицетворявшей супружескую верность и материнство. В композиции "Старая Ладога" ясно прослеживается смысловой ряд: женщина - лодка - река - жизнь, то есть рождение и плавное течение всего сущего. Женское начало самой природы выражено и в скульптуре "Женщина с гребнем", образе, уходящем корнями в русский фольклор. Общефилософский подход к решению любой темы, будь то "Благодатная ноша" или "Каин", "Стреляющий из лука" или "Степная дума", - это особенность его мышления, его способа работы, основа визуализации понятий и жизненно-смысловых коллизий.
Марина Стекольникова
Колибаба, Леонид Яковлевич Родился в 1946 в г. Ровно (Украина). 1964-66 - Косовское училище декоративно-прикладного искусства (Украина) 1969-71 - Художественное училище им. В.Серова 1971-76 - Высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной, Отделение декоративно-архитектурной пластики. С 1974 - участник выставок (зональных, республиканских, всесоюзных.
Выставки: 1974 - в Парижской академии художеств 1978 - "Мы строим БАМ" (Улан-Удэ - Москва - Улан-Батор) 1987-88 - мелкой пластики в Италии, Югославии, Австрии 1989 - скульптуры в Израиле 1991 - "ART DESIGN" в г. Бирмингеме (Англия) 1993 - малых форм в г. Альбик (Германия) 1994 - "Искусство и толерантность" в г. Братислава (Словакия) 1994-98 - группы "КруКаКо" в Дании
Cкульптурные симпозиумы: 1992 - в г. Альбик (Германия) 1993 - "Мост в Андау" (Австрия) 1994 - живописный симпозиум в г. Братислава (Словакия) С 1994 - участник монументального проекта в г. Хольстебро (Дания) в составе гуппы "КруКаКо". Монументальные произведения в архитектуре в Красноярске, Братске, Абакане, Омске (Областная Публичная библиотека), Орхусе (Дания, Королевское Скандинавское казино), Хольстебро (Дания, Конгресс-центр).
Коллекции: Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Государственная Третьяковская галерея (Москва), Фонд культуры (Москва), Бирмингемский колледж "Art Design" (Англия), Государственная галерея искусств (Новосибирск), частные коллекции в России, Германии, Англии, Италии. Дании.
|