Некоторым свойственно долго искать свою индивидуальность в искусстве, некоторые ее находят почти в самом начале. К художникам второго типа, пожалуй, следует отнести Сергея Борисова. Он довольно рано понял, в чем своеобразие и харизма именно его пути в скульптуре.
Само обращение к скульптуре как виду искусства для художника было не случайным, а внутренне подготовленным и вызревшим. Начинал Борисов совсем в другой области: он получил среднее специальное образование художника-бутафора, но, уже заканчивая курс, понял, что стремится к иному. Борисов круто изменил жизнь: переехал из Москвы в Ленинград, выбрал иную специальность ради призвания. А затем уже в процессе обучения пришел к настоящей абстракции, хотя путь к этому способу выражения эстетической мысли был тернист. Дипломная работа Борисова `Природа`, установленная на Петроградской стороне, стала первой нефигуративной работой, допущенной в городское пространство.
Абстрактный метод - не самоцель для художника, и сам себя Борисов не считает убежденным фанатиком, утверждая, что просто именно этот язык ближе ему на сегодняшний день.
Под влиянием идей Платона сформирована эстетическая система Борисова, где все произведения художника - это отражения мира абстрактных идей, а не конкретных образов, существующих в природе. Чувственным ощущением называет художник радость познания свободной формы. Тем не менее, Борисов не отказывается и от так называемой "второй фигуративности", когда воплощенная в конкретном материале абстрактная форма вызывает образные ассоциации.
В рамках выбранного метода Борисов проходит различные этапы творческой эволюции. Ранние работы решены, несмотря на изначально подразумевающийся объем, еще в плоскости. Таковы "Imprint" ("Отпечаток" - говорящее название), "Flight N1" ("Полет N 1") и другие. Но уже в более поздних произведениях Борисов работает в пространстве, преодолевая издержки живописности и вдыхая в свои композиции скульптурный объем. Его работы активно живут в пространстве, не случайно одно из последних произведений "Центр циклона" фиксирует постоянный процесс. На самом деле никакой `фиксации` не происходит, так как за основу композиции принята форма спирали, что изначально закладывает динамику и субъективное ощущение постоянного движения. Тема продолжается в композиции "Incessanty", что лишний раз подчеркивается в названии ("Непрерывность").
Помимо разработки формы, немаловажной составляющей пластического искусства, художник ведет и другую линию. Одна из его программных композиций - "Охота на китов", где Борисов задается целью исследовать внутренний мир человека. "Охота на китов" (читай, своих внутренних китов), основанная на литературных аллюзиях, нарождающихся архетипах новой культуры, психоаналитических разработках и пр., перерастает те узкие рамки дворика "Пушкинской, 10", для которого замышлялась, выходя далеко за рамки декоративности.
Этот процесс глобализации очень характерен для Борисова, ведь одной из целей художника является проектирование и воплощение гигантской скульптуры - огромного здания, наподобие берлинского архитектурного чуда.
Ольга Наумова
Сергей Борисов Родился 9 сентября 1966 года в Москве 1981-1985 года - Московское театральное художественно-техническое училище 1989-1995 года - Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. В. Мухиной. Отделение архитектурно-декоративной пластики. Преподаватели В.Л. Рыбалко, В.Г. Кузнюк, А.Г. Дема. С 1996 года член Союза художников. Участник творческой группы "Озерки".
С 1996 года участник выставок.
Выставки: 1996 - "Постгластность", США, Лафайет 2000 - "Москва - Санкт-Петербург", Центральный дом художников "Крымский вал", Москва 2001 - Фестиваль "Мастер-класс", С.-Петербург 2001 - "Абстракция в России. XX век!", Русский музей, Санкт-Петербург 1998 - Скульптурный симпозиум, Лентцке, Германия 1999 - Мастер-класс, Озерки, Санкт-Петербург 2001 - Мастер-класс, Красноярск.
Работы находятся в Русском музее, частных собраниях России, Германии, США, Италии
|