| Автопортрет | Анатолий Зверев (1931 - 1986) - феноменальное явление в русском советском искусстве, знаковая фигура культуры андерграунда. Зверев с его трагическим талантом появился в 1950-е годы, в эпоху абсолютного господства соцреализма. Именно тогда выражением иной, отличной от общепринятой эстетики стал рисунок. Историки искусства и критики обратились к забытым страницам ранней советской графики: книжной иллюстрации, станковой графике, выходили в свет книги, альбомы, создавались выставки, посвященные русскому рисунку и эстампу XVIII - XIX веков.
В кругу шестидесятников Зверев - легендарный художник абсолютного эстетического вкуса, абсолютной живописной одаренности. Его жизнь и творчество стали своеобразной иллюстрацией мифа о бродяге - гении, умеющем взмахом руки создать шедевр и при этом гибнущем от пьянства и нищеты.
Массовым явлением были детские художественные студии, в которых обучение ограничивалось занятиями рисунком и не подвергалось, как правило, жесткому идеологическому контролю. Увлечение творчеством, чаще всего любительским рисованием, распространилось и в интеллигентской среде и воспринималось как одна из форм самовыражения.
Особый круг общения А. Зверева, состоявший из интеллигенции старшего поколения, с одной стороны, восполнил отсутствие систематического художественного образования, с другой стороны, культивировал изначально присущий личности Зверева, уникальный для советского времени тип творчества свободного от идеологии, неподвластного тоталитарному государству, самодостаточного и всепоглощающего.
В 1950-е годы естественным и единственным средством выражения этих свойств искусства Зверева был рисунок. Как художник, для которого процесс творчества важнее результата, он рисовал не переставая, не заботясь о судьбе своих работ (они сохранились лишь благодаря усилиям опекавших его людей).
Рисунки Зверева по началу были известны лишь узкому кругу столичных интеллектуалов и богемы, которой принадлежал сам художник. Но и в этой среде личность и искусство Зверева оставались абсолютно уникальными. Позднее творчество Зверева стало эталоном культуры андерграунда третьей четверти XX века в СССР. Сейчас произведения Зверева хранятся в музейных собраниях России и за рубежом, в частных галереях и собраниях.
Искусство Зверева продолжило традиционное для русской культуры отношение к `маленькому человеку`, как к этическому мерилу, чье существование является ценностью высшего порядка. Закономерно в графике преобладают портреты. Камерные образы художника обладают большой силой выразительности, точно передавая атмосферу времени и места.
|