Колейчук Вячеслав Фомич (р. 1941), русский художник, архитектор и теоретик искусства, мастер экспериментального дизайна.
Родился в деревне Степанцево (Московская область) 16 декабря 1941 в семье кадрового офицера. Учился в Московском архитектурном институте (1960-1966). Примыкал к группе "Движение" (1965-1967). Работал в Центральном НИИ теории и истории архитектуры (1970-1977), а затем во Всесоюзном НИИ технической эстетики (ВНИИТЭ). Испытал глубокое воздействие конструктивизма - как теоретическое, так и непосредственно-практическое, - поскольку не раз реконструировал для выставок известные лишь по фотографиям пространственные композиции А.М. Родченко и других мастеров.
Изначально соединил в своем творчестве работу художника и дизайнера, создавая самоценные арт-объекты, которые в то же время были нацелены на обновление среды в целом. Первой вехой на этом пути явилось оформление интерьера молодежного кафе "Синяя птица" (1964). Постоянно облекал свои замыслы в форму элегантных абстракций, трехмерных и нередко кинетических (объект Сфера, плексиглас, стекло, дерево, 1965, Третьяковская галерея; серия Невозможных объектов из дерева (треугольные варианты "кольца Мебиуса"), 1969-1970, Музей Циммерли Рутгерского университета, Нью-Джерси, США, и другие собрания; "Стоящая нит"ь, бронза, стальная проволока, плексиглас, 1970, собрание художника; "Куб мгновенно-жесткий", дюралюминивые стержни и стальные тросики, 1971, Музей "Другое искусство" при Российском гуманитарном университете). Иногда ему удавалось устанавливать свои произведения в виде авангардных городских или интерьерных монументов ("Атом", кинетическая композиция на площади Курчатова, 1967, не сохранилась; стержне-вантовая Птица в московском мемориальном Музее космонавтики, 1980-1981). В других же случаях они превращались в модели архитектурных конструкций нового типа (Самовозводящийся дом, 1969, собственность художника) либо в чисто "бумажные" футурологические фантазии (проект "тотального театра", синтезирующего технику с природой; 1970-е годы).
С 1981 включал в свои композиции и звуковой фактор ("самонапряженные колокола" из полых металлических стержней, позднее вошедшие в театральное звукооформление (постановки театра "Сатирикон"; с 1995). Много занимался коллажем, разрезая на ленты и склеивая вновь (в сюрреально-смешанном виде) журнальные и рекламные фото. Разработал (в 1993) принцип "стереографики", процарапывая иллюзорно-объемные орнаменты на поверхности металла. Артистически-игровое на практике, в теоретических выкладках искусство Колейчука, напротив, отличается строгой рациональностью, умением четко формулировать практические дизайнерские цели. В 1970-1980-е годы опубликовал целый ряд статей в журналах "Декоративное искусство СССР", "Техническая эстетика", сборниках ВНИИТЭ, а также книги Мобильная архитектура (1973) и Новые архитектурно-планировочные структуры (в соавторстве с Ю.С. Лебедевым; 1978). Итоговой его публикацией явилась книга "Кинетизм". Был удостоен Государственной премии 1999 за дизайн Центра международных юношеских игр (1998).
|