Белютин Элий Михайлович (р. 1925), русский художник и теоретик искусства. Родился в Москве 10 июня 1925 в семье писателя, примыкавшего к объединению "Перевал". Окончил Московский художественный институт имени В.И.Сурикова, где в 1942-1947 учился у А.В. Лентулова, П.В. Кузнецова и Л.А. Бруни. Стремясь возродить искусство авангарда, в 1948 создал свою студию, ставшую базой художественного направления "Новая реальность". Сперва подпольно-квартирная, а с 1964 разместившаяся на даче Белютина в Абрамцево студия была для своего времени уникальна; уникальны были и масштабы этого независимого объединения (в общей сложности через него прошло несколько сот художников и архитекторов). В 1962 Белютин организовал одну из первых публичных экспозиций нового искусства; перемещенная в Центральный выставочный зал (Манеж), выставка подверглась идеологическому разгрому со стороны ЦК КПСС и лично Н.С. Хрущева, что явилось одним из драматичных симптомов завершения "оттепели". Огромная выставка "белютинцев", ставшая как бы триумфальным "завоеванием Манежа", состоялась здесь в 1991, в период перестройки.
В основе белютинской системы обучения лежала его "теория всеобщей контактности" (одноименная книга вышла в 1991), трактующая искусство как главное средство духовной компенсации в конфликте человека с окружающей средой. Собственное творчество мастера эволюционировало от живописного экспрессионизма ("Похороны Ленина", 1962, Третьяковская галерея) ко все большей абстракции, полностью отвлеченной от предметности в поздних "картинах-модулях".
Белютин создал ряд капитальных трудов по истории русской художественной педагогики 18 - начала 20 вв., его соавтором нередко выступала супруга, искусствовед Н.М. Молева.