Александр Сигов учился в художественном училище в 1970-х годах. Живописью начал заниматься в конце восьмидесятых.
Он видит жизнь, словно бы уже сквозь "оптику искусства". Это понятно: на излете ХХ века искусство в не меньшей степени, чем сама реальность, служит источником мотивов и воодушевления для живописца. И художник ведет с картинами минувших времен столь же глубокий диалог, как с пейзажем или лицом портретируемого им человека.
Юношеские пристрастия Александра Сигова развивались от сложного к простому. За ранним увлечением Эрнстом и Магриттом - Шагал и Врубель. Многое в искусстве Сигова сформировалось в сознательной и бессознательной полемике с Фуксом, увлечение ко-торым пережил художник. Фукс интенсифицировал качество, и все-гда присущую художнику: напряженную устремленность к виртуозной "сделанности".
Сигов умеет, сохраняя эту "сделанность", выразить то, что перечувствовано художником. Умеет эстетизировать любую деталь.
И - сохранить приверженность содержательному началу. Сигов не стремится к рассказу - его мир, прежде всего, красив, серьезен и привлекателен, он властно затягивает в себя и любителя нарядных, тонко организованных зрелищ, и ценителя профессио-нальной виртуозности, и того, кто ищет в искусстве тревожные ла-биринты подсознания, организованные с помощью намеков и ассо-циаций, доступных лишь знатокам искусства.
Современная философия имеет своеобразное ответвление - "философия вымысла", которая настаивает на полном равенстве художественного произведения и реальности. Именно в пространст-ве такой философии живет искусство Сигова.
Однако самая полная реализация - там, где художник при-ближается к простоте, той самой простоте, которая так редко и труд-но достигается в искусстве. Это может быть все та же игра, но от-крыто и отстраненно обозначенная, даже с долей точно эстетизиро-ванной самоиронии, где зрителю предлагается каскад отлично сре-жиссированных ассоциаций - часто и вечные зеркала и двойники - от Достоевского до Честертона и Шагала. Последние работы Сигова - свидетельство поисков (очень трудных) самого себя, обретения собственной художественной философии, И осознания своей неот-рывности от былого и сущего мирового искусства.
М. Герман
|