Принадлежащий к поколению "шестидесятников" Юрий Павлов сложился как художник, обладающий своей неповторимой интонацией, в 1970-е годы. Начало его творческого пути связано с отрывом от академических штампов, от скованности натуроподобием. Постепенно живопись становится раскованно-экспрессивной. Она намеренно "шероховата", исполнена недосказа в изобразительном описании зримого, может показаться "незавершенной". Порой, это искусство намека. Едва намеченные широкой кистью один-два предмета, часть покосившегося деревенского окна, омраченного непогодой, - и возникает целая "пьеса" о жизни, о ее эмоциональной тональности ("Дождливый день", 1979-1982 гг.). Основанная на борении тяжелых, землистых и - как бы преодолевающих их косность - ярких, вспыхивающих тут и там красок, живописная материя пульсирует, дышит. Однако эстетика колорита для художника не самоценна.
Живопись - чуткое эхо авторского состояния. Работы Павлова "затягивают" в свою зачастую несколько сумеречную среду, заставляя прислушиваться к царящей в них "рембрандтовской тишине", ощутить в простейших бытовых ситуациях нечто нераскрытое, таинственное. Именно в тишине творятся сущностные драмы бытия: стареют люди ("Сумерки",. 1982), ветшает, разрушается дом, деревня, забытая Богом... Поиски контакта с миром, согласия авторского "я" и "не-я" -закономерно выливаются в разработку темы общения. Даже неодушевленные предметы "собеседуют" между собой ("Пианино и куклы", 1982). Но наиболее ёмкий символ духовного единства - музыка.
Мотивы музицирования постоянно варьируются художником. Но и в них просвечивает тема глубинных человеческих отношений. Исполнительский "Дуэт" (1982) - это и извечный дуэт мужчины и женщины, их экзистенциальный диалог. Диалектика чувствований художника, означенная драматургией колорита и светотени, подводит его к глубинной диалектике содержания: тема единения порождает - в качестве своей антитезы - тему разрыва, расставания с человеком ("Похороны", 1979). Пушкину посвящено "Прощание" (1983). Вполне логичен переход от роковой гибели национального поэта - к истории Христа, концентрированному выражению трагедийности жизни вообще. В сюжетах восхождения на Голгофу, Распятия, дарование Юрия Павлова, проникновенного драматурга живописи, развертывается в полную силу.
Л. Мочалов
Юрий Михайлович Павлов родился в 1935 году в г. Бузулуке Оренбургской области. С 1953 по 1956 г. учился на факультете теории и истории искусств Института имени И.Е. Репина Академии художеств СССР. А с 1956 по 1962 г. - на живописном факультете Института. С 1962 по 1965 - занимался в аспирантуре. В 1965 году принят в члены Союза художников СССР. Участник более 70-ти выставок.
Важнейшие из них: Выставка произведений молодых художников вo Дворце культуры имени И. Газа, 1968; награжден Золотой медалью Кировского завода (за работу "Церковь св. Георгия в Старой Ладоге") Групповая выставка Девяти художников на Охте, Ленинград, 1983 Персональная выставка в Доме Журналиста, Ленинград, 1985 "Портрет в русской и советской живописи из фондов Государственного Русского музея", 1988 - 1989 гг., Прага, Будапешт Всесоюзная выставка живописи, Москва, 1989; Награжден дипломом СX СССР Выставка 26-ти ленинградских и московских художников, Ленинград, ЦВЗ, 1990 Выставка Трех ленинградских художников, Москва, Центральный дом Художника, 1991 (Совместно с К. Гущиным и Т. Воронецкой) Групповая выставка в Китае (совместно с 0. Ефимовой, В. Жуковым, Л. Птицыным, И. Сальдовым, В. Тюленевым) На декабрь 2000 г. запланирована персональная выставка в ЦВЗ г. С.-Петербурга.
Работы Ю.М. Павлова находятся в Государственном Русском музее, в Государственной Третьяковской галерее, в Музее города С.-Петербурга, в областных музеях, в музейных собраниях Болгарии (Пловдив), Польша (Штеттин), в частных коллекциях за рубежом и внутри страны.
|