Творчество Ленины Никитиной принадлежит к старшему поколению художников петербургского андеграунда. Родилась Ленина Дмитриевна в 1931 году в Ленинграде. Раннее детство ее пришлось на годы Второй мировой войны и блокаду города, которую она пережила в Ленинграде. Во время блокады от голода умерли ее родители и старшая сестра. Затем - годы, проведенные в детском доме. В 60-х годах она училась в Высшем художественно-промышленном училище им. В. Мухиной, но вынуждена была его покинуть. Уважение к авторитетам столкнулись с самобытностью художницы. Бескомпромиссный выбор был сделан в пользу свободного творчества.
Художницу увлекают разнообразные жанры - это и жанр портрета, и религиозная тематика. Но запоздалая слава к художнице пришла благодаря ее циклу работ, посвященных Второй мировой войне и, в частности, блокаде Ленинграда . Они были представлены в Германии на выставке, организованной Генри Нанненом, основателем журнала "Штерн", и названной "Гластность - новая свобода советских художников". Тема блокады не нова в изобразительном искусстве России, особенно для художников, переживших ее. Но есть в работах Ленины Никитиной то главное, что отличает ее творчество от многих других - это удивительная искренность и мудрая наивность изображения. Многие художники официального искусство трактовали и трактуют тему Второй мировой войны как документальный рассказ о военных событиях, либо изображали мужество, страсть, красоту человеческого духа. Никитина к теме "Блокада" обратилась лишь в начале 70-х годов и это не случайно. Главной работой в цикле, получившей мировую известность, явилась картина "Жить хочется ...". Изображена ужасная сцена убийства черной кошки. Ленина говорит: "Нам всем троим хотелось жить, и кошке и мне, и незнакомой женщине... ". Благодаря этой кошке художница осталась жива. В этой работе нет героев - здесь только жертвы тех страшных событий войны, блокады, длившейся 900 дней, и черная тень смерти, нависшая над хрупкими беззащитными существами. С тех пор прошло 55 лет, за это время многое забылось, притушилась самая сильная боль, но только искусству дано остановить любое мгновение и сделать его вечным. Детские воспоминания чудовищной трагедии, пережитые художницей и запечатленные ею в работе "Жить хочется...", по сей день будоражат душу. Скорее всего именно поэтому Roder S. Keyes директор Center for the study of Japanese woodblock prints (California) в своем письме, написанном художнице, называет ее мужественной женщиной, посвятившей себя и свое творчество тому, чтобы люди помнили беду, горе, злобу. Этот холст Ленина Дмитриевна подарила в музей KUNSTHALLE в EMDEN в Германии. Генри Наннен, передавший всю свою коллекцию в этот музей и лично знавший Ленину Дмитриевну в журнале "Штерн" пишет : "Мне пришла посылка от Ленины и когда я ее открыл , то нашел ту картину и записочку : "Взять ее с собой все равно не смогу". Она мне напомнила тот ответ , который я дал на вопрос: почему я подарил свое собрание родному городу . Когда я развернул картину, прослезился, и для меня было большим счастьем, что художница мне настолько доверяет. В последнее время художница меньше стала работать - видимо, заботы о "братьях наших меньших" отнимают много сил. Но, тем не менее, работы последнего периода необычайно светоносны, полны умиротворением и покоем. Лишь иногда, словно дурные воспоминания, вновь появляются работы, пронизанные чувством одиночества и скорби. Окруженная многочисленными питомцами - кошками и собаками - она ведет тихую, затворническую жизнь. Последняя ее персональная выставка прошла в галерее <Борей>, открывшись 27 января 1999 года, как раз в тот день, когда ровно 55 лет тому назад была полностью снята блокада города Ленинграда. На ней демонстрировались работы из цикла <Блокада>и авторская копия работы "Жить хочется ...", повторенная художницей несколько лет тому назад.
Работы находятся: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург KUSTHALLE в Эндене Center for the study of Japanese woodblock prints, Калифорния Фонд "Свободная культура", Санкт-Петербург Частные коллекции Германии, США, России.
О. Томсон
|