Имя Веры Мыльниковой хорошо известно не только специалистам, занимающимся вопросами современного искусства, но и многим российским и зарубежным коллекционерам, имеющим в своих собраниях полотна художницы.
Мыльникова родилась, выросла и получила художественное образование в Петербурге. Такие определения как `петербургский стиль`, `петербургская школа` по отношению к ее произведениям вполне уместны. Главным своим учителем она считает отца - выдающегося петербургского живописца, автора грандиозных монументальных проектов Андрея Андреевича Мыльникова. Эстетические установки этого замечательного и талантливого педагога на долгие годы определили стилистическую линию творчества художницы.
Первые, по-настоящему самостоятельные вещи, исполненные в оригинальной фовистской манере, появились на выставках в начале 80-х годов.
Яркие декоративные натюрморты, составленные из цветов и плодов, написанные темпераментно и свободно, сразу же привлекли к себе внимание, вызвали положительные отклики у всегда сдержанной на похвалы петербургской критики. Букеты из полевых и садовых цветов покоряли зрителей удивительной свежестью, богатством и разнообразием колористических решений. Они не просто радовали глаз, а обладали той загадочной притягательной силой, какая исходит, обыкновенно, от произведений религиозного искусства.
Цветы и плоды на холстах Мыльниковой это квинтэссенция божественной красоты, сохраняющей и преобразующей мир. Цветение мыслится художницей как самое прекрасное состояние всего живого, как наивысшая фаза бытия, предшествующая появлению плода - символа новой жизни. Красота и цветение в ее трактовке понятия равнозначные, несущие в себе сакральный подтекст - через созерцание прекрасного человек приобщается к божественным истинам - не случайно в Древней Руси `Цветниками` назывались творения выдающихся богословов. Религиозная семантика цветочных букетов, ассоциирующихся также с Древом жизни, зачастую усиливалась художницей введением в живописную ткань произведения элементов христианской иконографии - незримое присутствие Ангела Хранителя могло быть отмечено фрагментом лика, крыла или нимба.
В 80-е-90-е годы Мыльникова много и успешно работала в жанрах пейзажа и портрета, часто обращалась к изображению обнаженной натуры.
Погруженные в сон, тишину, покой образы этого времени в значительной мере являлись отражением спокойно-сосредоточенного или безмятежно-созерцательного состояния самой художницы.
В конце 90-х годов в творчестве Мыльниковой проявились романтические настроения. Перемены в стране, падение кумиров, крушение прежних идеалов породили в душе художницы ощущения зыбкости и ненадежности существующего мира. Пробуждение от прекрасного сна обернулось для нее растерянностью, смятением и разочарованием. Духовный кризис привел к смене стиля и образности. Она перешла на язык метафор и символов. Цветовой строй ее картин стал заметно сложнее и сумрачнее. Многие работы приобрели экспрессивно-драматическое звучание. Желание сорвать маски с самих себя, противопоставить фальши и лицемерию порочного общества хрупкость, трепетность и искренность истинно артистической личности, заставило художницу обратиться к карнавальной эстетике, подтолкнуло к почти исповедальной откровенности. На ее холстах появились венецианские мотивы, замелькали театральные персонажи, зазолотились итальянские небеса. Фантастическое и реальное слилось в экстазе срежессированного художницей действия - веселой буффонады со страшноватым трагедийным финалом.
Валерий Шилов
Вера Мыльникова родилась в 1950 году в Ленинграде. В 1975 окончила факультет живописи Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. 1975-1979 - проходила стажировку в творческой мастерской своего отца - академика живописи Андрея Андреевича Мыльникова. С 1974 - активно участвует в городских, республиканских и всесоюзных выставках. 1978 - принята в члены Союза Художников СССР 1979 - выставка в Японии 1980 - участвовала в выставке советского монументального искусства в Швеции и Дании 1981 - выставка в Финляндии 1984 - поездка во Францию. Участие парижском осеннем салоне 1985 - участие в выставке "Советский натюрморт" в Польше 1990 - участие в выставке "Невское искусство" в Гамбурге(Германия) 1991-1992 - персональные выставки в галереях Гамбурга 1993 - участие в выставке русского искусства в Люксембурге 1994 - принимала участие в выставке `Образ и цвет` в Санкт-Петербурге 1994 - персональная выставка в Париже "ARTE VIVA" и в Лондоне 1995 - персональная выставка в парижской галерее 1997 - персональная выставка в Китае Работы Веры Мыльниковой представлены в частных коллекциях России, Франции, Германии, США.
|