Творческая судьба Ларисы Николаевны Кирилловой с первых шагов в искусстве складывалась благополучно. После института - приглашение работать в творческой мастерской блестящего портретиста Виктора Михайловича Орешникова.
Затем - вступление в Союз художников, постоянное участие в выставках (более 80-!) в нашей стране и за рубежом. Автопортрет художницы экспонировался на выставке "Русское и советское искусство шести столетий" в Германии. Это ли не признание? Л.Н. Кириллова - заслуженный художник России, член-корреспондент Российской Академии художеств и Петровской Академии наук и искусств. Но за всем этим видимым благополучием, званиями и регалиями стоит неимоверный труд.
Секрет привлекательности произведений мастера не только в технике и техничности исполнения, но и в той теме, которая стала главной в творчестве Кирилловой. Это тема женщины в современной жизни. Сама Лариса Николаевна говорит так: "Меня волнует женское начало в жизни, и даже - женская доля. В этом - обоснование моей привязанности к женскому портрету. Мне хочется выразить красоту, обаяние и простоту моих современниц".
Следуя традициям русского искусства, идущим от Венецианова, Петрова-Водкина и Серебряковой, Кириллова создала целую галерею прекрасных, одухотворенных, как бы светящихся изнутри, затаенных и непостижимых до конца, женских образов. И пусть это простые женщины и девушки из села Черное, будто позирующие с деревенской серьезностью перед фотоаппаратом - в каждой из них загадка, свой характер, своя судьба и щемящее ожидание счастья ("Девушки села Черное"). Укрупненный первый план, яркий колорит, второстепенность заднего плана - все это призвано привлечь внимание к главному - состоянию и настроению группы женщин. Иначе раскрываются женские образы в замечательно красивой и `сделанной` работе `На прополке`. Созданное по всем законам монументального искусства, это полотно отличает пространственность, оно динамично и пронизано напевным единым ритмом, что создает целый и обобщенный образ.
Одним из самых ярких достижений Кирилловой стал автопортрет, созданный в 1974 году. В этой работе, выявляющей пристальное внимание мастера к классическим традициям, к искусству северного Ренессанса, как ни парадоксально, художнику удается создать образ и очень современный и вневременной. В нем есть индивидуальная, скрытая импульсивность современника и нет особенных примет нашего времени. Атрибутика портрета: кисточка, лист бумаги, полускрытый угол мольберта; благородная гамма коричнево-охристых и оливково-серых тонов создают образ идеально возвышенной личности художника. Одухотворенность, творческое женское созидательное начало придают этой работе Л.Н. Кирилловой особую ценность и значимость. Л.Н. Кириллова продолжает свою творческую деятельность, совмещая ее, будучи директором и педагогом Лицея Академии художеств в Санкт-Петербурге, с трудным и благородным делом - передачей своего опыта молодежи. Неудивительно, такое под силу только женщине!
Елена Малявина
Кириллова Лариса Николаевна Родилась в 1943 году в г. Новосибирске.
В 1968 году окончила Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, отделение станковой живописи - мастерская народного художника СССР В.М. Орешникова. В 1971-1974 годах работала в творческой мастерской (аспирантура) Академии художеств СССР под руководством В.М.Орешникова. Работает как художник-живописец в жанровой картине и портрете. Является директором лицея им. Б.В. Иогансона Российской Академии художеств
Заслуженный художник России Член-корреспондент Российской Академии художеств Член-корреспондент Петровской академии наук и искусств.
Произведения Л.Н. Кирилловой находятся в собраниях: Государственного Русского музея Музея истории Санкт-Петербурга Государственной Третьяковской галереи в художественных музеях городов: Кемерово, Перми, Ижевска, Архангельска, Челябинска, Краснодара, а так же в частных коллекциях Италии и Англии.
Участие в выставках: 1990 - 16-ая академическая выставка, Москва, Академия художеств СССР Выставка вновь принятых членов-корреспондентов Академии художеств СССР в Берлине 1991 - 17 академическая выставка, Москва, Академия художеств 1994 - Выставка членов Российской Академии художеств в Китае 1997 - Выставка `Современный женский портрет`, Санкт-Петербург Академическая выставка к 240-летию Академии художеств, Санкт-Петербург, Москва-1998 1998 - Выставка "Деятели культуры, науки и искусства в творчестве петербургских художников", Петербург "65 лет Петербургскому Союзу художников", Петербург 1999 - Выставка "Москва-Петербург", Москва 9-ая всероссийская выставка "Россия", Москва Выставка членов Петровской академии наук и искусства, Санкт-Петербург Выставка женщин-художниц России в Корее.
|