Работы Наталии Зеленовой словно задались целью спрятаться от зрительского понимания. Это тем более странно, что пластика их по-музейному выявлена, цвет суггестивен, пространство властно втягивает взгляд в глубину, взаимосвязь форм логична и последовательна. Кажется, вот-вот и откроется смысл пластического сюрреализма или сюрреалистического пластицизма, как условно определяет автор свое художественное кредо. Кажется, еще усилие и холсты обретут имена-названия, соответствующие их природе, пусть не такие конкретные, как у любимого ею Караваджо, Пуссена, Вермеера, но хотя бы задающие тональность восприятия, как у Кирико, Редона, Эрнста.
Но нет, понятийный, вербальный смысл, поднимаясь до предслова, вновь и вновь ускользает, не доходит до знака, до логической определенности. А что останется? "Останься пеной, Афродита, и слово в музыку вернись",- взывает поэт. Останься формой живопись, а смысл, растворенный в живописной праматерии, вернется, явится, слитый с жизненной первоосновой и отражающий главные психологические и художественные доминанты этого высоко интеллектуального автора.
Это ее земля, ее "остров Ледос", где рождение совпадает со смертью, сон с реальностью, тишина со звуком, где витает дух антропоморфизма, обретают плоть страхи и предчувствия. Выявляется витальное энергетическое единство биоструктур, человека и птицы, бабочки и античной скульптуры.
"Анаболизм", "Стагнация", "Ступени" - холсты, представляющие различные грани цикла "Ледос". Интуитивно и сознательно переплетены в них творящее и творимое начала. Закрытый глаз равно принадлежит человеческому лицу и мертвой, а может быть уснувшей птице; бабочка своим тихим трепетом одушевляет окаменевшую метафизическую форму. Пантеистические элементы мира равнозначны, органичны и равноценны.
В.Л.
Наталия Зеленова Окончила Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Совмещает занятия живописью и искусствоведением. Автор ряда работ по искусству ХХ века. Член Союза художников России.
|