Редко, но все же бывают в жизни арт-критика моменты, когда, столкнувшись с явлением искусства, он оказывается безоружен - лишен привычного арсенала перед лицом работ, которые не стоит оценивать, описывать, хвалить или ругать. Для каждого из нас есть в искусстве нечто, рядом с чем хочется помолчать. Ибо в этом сосредоточенном безмолвии вдруг возникает звенящая нить, связующая твое невыговоренное с не нуждающимся в словах картины. Это как любовь. Ее не препарируют. О ней не говорят. В любви признаются. Подобно многим художникам Санкт-Петербурга, Саша закончила Высшее художественно- промышленное училище им. В. Мухиной как дизайнер, оттолкнулась от того и уплыла в непредсказуемый мир свободного творчества. В 80-х выставлялась в компании "Митьки", в начале 90-х с мужем, сейчас, как правило, - одна, сама по себе. Ни от кого не зависима, ни на кого не похожа. Не признает определений `художница` и `женское искусство`. Она - художник. Хотя мне всегда казалось, что более женственной и нежной в современном искусстве Санкт-Петербурга нет. Уже много лет творчество Саши Белле вызывает во мне чувство почтительно преклонения. Художник с маниакальным упорством пишет свои серые картинки, населенные сомнамбулическими персонажами. Они молчат, они бредут мимо нас, не пытаясь вступить даже в подобие какого- либо контакта. Но всякий раз во мне возникает поразительное, пугающее, волнующее ощущение чистоты и подлинности созерцаемого. Традиции русской живописи ХVIII века, преломленные художниками "Мира искусства", известно во всем мире благодаря деятельности С.Дягилева, удивительным образом сплавлены ею с брутальным наследием послевоенного ленинградского андеграунда и трогательным женским отношением к действительности.
Простота этих картин обманчива. За отсутствием сюжета, знаковостью предметов, схематичностью фигур не скрыта живопись - тот изысканный сплав цвета, который и является содержательным аспектом работ Саши Белле. Ее прохладный, почти нейтральный "серый" цвет богат оттенками, нюансами, светом. Он глубок и в безднах своих наполнен вихрями всех красок палитры. Он нарочито спокоен на поверхности, скрывая бури, бушующие в нем. В этих холстах есть плоть цвета - живая, органическая , устроенная по некоему природному закону. Она движется, шевелится, растет, множится, компенсируя видимую статику людей и предметов. Такое отношение к колориту не модно и не громко. Оно - художественно, сколь бы ни было забыто это определение. Основной упрек моих коллег в сторону Саши Белле - камерность ее работ. На мой взгляд, в ней же заключено их бесспорное достоинство. Меня утомляет непрерывное стояние в толпе. Искусство всегда, без каких-либо оговорок, камерно. Даже когда монументально. В конце концов, и фреска на стене храма обращена к душе конкретного прихожанина и без этого сугубо личного `разговора` мертва. Именно сегодня я - зритель - нуждаюсь в негромком, интимном, наполненном общении, выделяющим меня из множества. Такое одиночество целебно. А потому произведение, способное мне его подарить, современно. Современно и своевременно. Его нельзя потреблять на бегу, оно отнимает время у суеты, оно настраивает меня на свою волну и увлекает в себя, в глубины своих валеров и смыслов. Встретившись с ним на выставке, я не найду поводов разыскивать явные и скрытые цитаты, переосмысливать известные приемы и мотивы. Я лишний раз удивлюсь его непохожести на других и его осознанной самодостаточности. В последней, на мой взгляд, и есть суть камерности. При этом, как ни странно, в свою секцию Союза художников Сашу Белле пригласили монументалисты. Обманчивая хрупкость не скрыла от коллег мощь и строгую тектоничность ее живописи. В последние годы эти черты стали особенно заметны. Ушло лишнее, смыто наносное. В картинах очевидно проявилось истинное лицо художника, чья живопись не нуждается в наличии интерпретатора. Тем более, что Саша дополняет мир своих образов стихами. Сегодня уже вышло три книжки.
Но всякий раз - А я сегодня новая, Из нового, из свежего, Из запаха и воздуха, С чириканьем и нежностью...
Владимир Дрозд
|