ПОИСК   
Искусство средневековья
  
Новости
Авторские работы
Изобразительное искусство
История искусства
История русской живописи
Искусство античности
Искусство средневековья
Искусство Возрождения
Искусство Западной Европы в ХVII веке
Искусство Западной Европы в XVIII веке
Искусство Западной Европы в XIХ веке
Живопись
Картины на продажу
Скульптура
Pin-Up
Графика
Ну и Ню
Декоративно-прикладное искусство
Фотоискусство
Современное искусство
Шедевр
Галерея
Регистрация
Организации
Конструктор сайтов
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки
Тесты
Новости
Социологические опросы
Лучшие тесты
  • Какой у тебя характер?
  • IQ
  • Психологический возраст
  • Любит - не любит
  • Кого назначит вам судьба?
  • Ждет ли вас успех?
  • Какому типу мужчин вы нравитесь?
  • Посмотрите на себя со стороны
  • Какая работа для вас предпочтительнее?
  • Есть ли у тебя шестое чувство?
  • [показать все тесты]



    Rambler's Top100 Rambler's Top100
    Романское искусство



    Камень

    В романской Европе широко практиковалась резьба по камню. Элементы декора очень разнообразны: геометрические, растительные, зооморфные и антропоморфные. Большое место занимают образы чудовищ, частично занесенные с Востока. Декоративная скульптура преобладает в декоре порталов и капителей колонн в церквях и монастырях. Украшаются главным образом тимпан портала и архивольты свода. На архивольтах, как и на капителях колонн, скульптурный декор подчинен архитектурному членению здания: скульптурные мотивы деформируются в соответствии с конфигурацией украшаемой поверхности, пропорции людей и животных вытягиваются, они громоздятся друг на друга, неестественно изгибаются с тем, чтобы наилучшим образом вписываться в декорируемое поле. Так в церкви Сент-Мари-де-Дам в Сенте мы вместо 24 старцев Апокалипсиса видим 53, поскольку перед камнерезом было 53 клинчатых кирпича, которые следовало украсить.

    Геометрические схемы постоянно использовались в качестве основы для построения композиции с человеческими и звериными фигурами.

    Порталы стоят в ряду лучших достижений декоративного искусства. Назовем портал бенедиктинского аббатства в Мальмсбери (Англия), созданный около 1160 г., где над изображением Христа расположена тройная аркатура, мотивы которой характерны для обрамления миниатюр в рукописях того времени. Резной архитрав над западным порталом церкви св. Петра в Магелоне (депортамент Эро) свидетельствует о влиянии стиля Клюни: мотивы растительной вязи, изогнутые в виде синусоиды, тянутся между полосами надписей. Мотивы ажурных каменных переплетов окна в церкви Фениу - явно варварского происхождения; геометрические мотивы мраморных инкрустаций апсиды и алтаря церкви Сан-Миньято в Италии восходят к греко-римскому искусству. Словом, художник романской эпохи черпал вдохновение отовсюду.

    Иногда стволы колонн украшались растительным орнаментом - мы видим это в Сен-Дени, некоторые элементы узора словно подсказаны самой структурой растений: например, чешуйчатый рисунок. В ряде случаев капители украшены одними розетками, как в Эстани (Каталония). Формы капителей бесконечно разнообразны. По сравнению с греческими и римскими, состоящими из растительных форм, романские капители отличаются новыми чертами: в их декор включены человеческие фигуры. Встречаются восточные влияния: парные изображения чудовищ, или василиски, пьющие из одной чаши. Мы обнаруживаем их и в мозаике 1026 г. с изображением слона из Помпозы (Эмилия). Кентавр и грифон в декоре церкви в Ганагобо (департамент Нижние Альпы), созданные около 1112 г., восходят к античным образцам.

    Встречаются восточные влияния: парные изображения чудовищ, или василиски, пьющие из одной чаши. Мы обнаруживаем их и в мозаике 1026 г. с изображением слона из Помпозы (Эмилия). Кентавр и грифон в декоре церкви в Ганагобо (департамент Нижние Альпы), созданные около 1112 г., восходят к античным образцам.

    В резном камне, а также в других художественных ремеслах появляются сюжеты, особенно популярные в романскую эпоху: чрезвычайно живописный бестиарий, составленный по преимуществу из фантастических существ. Такие существа находят в районах, весьма удаленных друг от друга. Так, одна из капителей в соборе Саламанки украшена изображением двух василисков, пьющих из одной чаши; этот же сюжет встречается в музее церкви Сен-Жан в Анжере. Античная традиция ощущается в изображениях кентавра (церковь в Сольё) и кентаврессы, кормящей детеныша (Гильберштадт, Германия), а также в мотивах грифона и сирены. В церкви Кюно художник изобразил сирену-птицу и сирену-рыбу как декоративный мотив. Напротив, павлины, столь часто изображавшиеся в раннехристианском и византийском искусстве, редко встречается в романскую эпоху. Особым пристрастием художников пользуются лев и орел, причем нельзя считать это продолжением античной традиции. Правильнее полагать, что языческая символика утратила свое значение и что теперь образы животных ценятся за их декоративность. В рельефе архивольт древней церкви Сен-Ком в Нарбонне мы видим как бы перечень всех фантастических животных, служивших декоративным мотивом в романском искусстве: сфинкс, василиск, гарпия, грифон, аспид, лев, кентавр, пеликан.

    Всем этим животным в большей или меньшей мере придавался символический смысл, однако символичность декора была слишком преувеличена искусствоведами в прошлом и даже в нынешнем веке. Для того, чтобы толкования не впадали в бессмыслицу, они должны опираться на ясные тексты. Ведь часто покорные традиции романские скульпторы и камнерезы, вместо того, чтобы смотреть на окружающий мир, старательно изображали так называемых благородных или фантастических животных из-за их декоративности.

    Среди камнерезных изделий нельзя не упомянуть декоративные инкрустации, например вставки из буро красного цемента на фоне отшлифованного мрамора. Образец этой техники - фризы, расположенные выше и ниже трифория апсиды в соборе св. Иоанна в Лионе; на них изображены человеческие лица и разнообразные животные, перемежающиеся растительными узорами, трехликая человеческая голова, символизирующая прошлое, настоящее и будущее.

    К инкрустациям близки мозаики, как, например, наборный пол собора в Отранто, выполненный в 1163-1166 гг. и изображающий эпизод легенды об Александре Македонском, вознесенном на небо двумя грифонами; или мозаика со сценой поединка между черным и белым (11 в., Варчелли, Музей).



    Живопись

    Романская настенная живопись заполняет обычно всю поверхность сводов, колонн и стен, при том, что оконные проемы очень невелики. Стенные росписи существовали и до романской эпохи; они встречаются в церкви Сен-Жермен в Оксерре, однако подлинного расцвета этот вид декоративного искусства достигает в романскую эпоху. Во Франции мы находим росписи в самых различных районах страны; различаются две крупные школы: "школа светлых фонов" с сильным рисунком и преимущественно бледно-желтым тоном (западные провинции и в Оверни) и "школы синих фонов", для которых характерны прекрасный орнамент растительного завитка, яркие краски и лазурный или темно-синий фон. Одним из главных центров школы синих фонов был монастырь Клюни, влияние которого распространялось на Бургундию, Веле и южные провинции. Среди самых выдающихся фресковых комплексов назовем росписи в церкви Сен-Савен, в церкви Пуатье, в Понсе (департамент Сарт), В Таване (Турень) на западе Франции, в Берзе-ла-Виль (Бургундия), в Пюи (Веле). Фрески в этих церквях носят следы влияния книжной миниатюры того времени. Композиция отличается тщательной продуманностью. Примером может служить церковь Сен-Шеф XI в. в Дофине. На своде одной из часовен изображен Страшный суд: в центре, в мандорле овальной формы, изображен Христос на троне; Богоматерь, окруженная ангелами, - на одной из сторон свода, и множество ангелов - на других сторонах свода. Ангелы сгруппированы по семь, их крылья подняты, опущены или загнуты, в зависимости от конфигурации расписываемой плоскости. Зависимость от архитектурных форм в живописи менее заметна, чем в скульптуре, но все же она ощутима.

    Количество употребляемых цветов, как правило, очень невелико: охра желтая, охра красная, кармин, свинцовые белила, черный и серый цвет, получаемый от смеси черных и белых красок. Палитра с течением времени приобретает новые оттенки, и в XII веке появляется зеленая краска, а затем и синяя.

    Сюжеты в подавляющем большинстве имеют религиозный характер: чаще всего изображают эпизоды из жизни Христа. На своде церкви Сен-Савен мы видим целый цикл ветхозаветных сюжетов, в других местах значительная часть сюжетов посвящена святым. содержание росписи при приорате Берзе-ла-Виль - прославление ордена Клюни; монахи этого ордена поддерживали тесные связи с бенедиктинцами аббатства Монтекассино, у которых они заимствовали орнамент из акантовых листьев с шипами, носящий скорее черты средиземноморского, нежели бурбонского стиля. В часовне ордена тамплиеров в Крессаке (департамент Шаранта) запечатлен исторический эпизод - битва крестоносцев с мусульманами в Ла Боке близ Хомс (Сирия), произошедшая в 1163 году и окончившаяся победой крестоносцев. Фреска точно передает детали вооружения.

    Наряду с сюжетными изображениями в росписях имеются чисто декоративные элементы: бордюры и орнаментальные полосы из шашечных узоров, веретенообразных фигур, меандра; чередуясь с ними или самостоятельно применяются орнаменты с изображениями животных, складок лент, ромбов, образующих узор пчелиных сот, или криволинейных элементов, таких, как парные полуокружности, спиральные плетения, изображения червонного туза, диски с фигурами людей или животных, очень часто пальметки, а на колоннах и пилястрах - узор, имитирующий прожилки мрамора.

    Живописные произведения романской эпохи имеют поучительный и культовый характер. Они стремятся воплотить на реальный мир, а его символ; сцены изображены чрезвычайно ясно, чередуясь с орнаментальными полосами. Составленный из них узор напоминает мозаику.

    Плитки изготовлялись из обычной глины, приобретающей кирпично-красный цвет благодаря примеси окиси железа. Контуры рисунка неглубоко вдавлены и заполнены глиной другого состава, содержащей окись свинца имеющей желтый цвет. Эти два цвета и являются наиболее распостраненными: желтый рисунок на красном фоне или красный рисунок на желтом фоне; поменяются и иные сорта глины, белые, розоватые и темно-коричневые, почти черные. Цвет зависит также и от температуры обжига. Плитка покрывается поливой и приобретает гладкую блестящую поверхность.

    Самые древние плитки меньше размером, имеют обычно квадратную форму, реже прямоугольную или шестиугольную. Употребление только двух цветов объясняется, по-видимому, техническими трудностями при получении большего цветового разнообразия; это вызывало поиски иных декоративных эффектов: например, создавался узор, подобный ковру, расстеленному на полу, являющий собой орнаментальное целое, а не сочетание не связанных между собой элементов.

    Прекрасный образец данного искусства - пол в церкви Сен-Пьер-сюр-Див (департамент Кальвадос). Его узор представляет собой большую розетку, состоящую из концентрических рядов плиток, общим диаметром в три метра. Рисунки на плитках, поперемено желтые на черном и черные на желтом, изображают животных (оленей, ящериц, химер, двуглавых орлов), лилии, пальметки и растительную вязь. Простота узора в сочетании с небольшим количеством цветов создает превосходный декоративный эффект.

    Назад в раздел

              Copyright © RIN 2002-  Обратная связь