Поленова Елена Дмитриевна (1850-1898), русская художница, мастер декоративного дизайна, одна из основоположниц стиля модерн в русском искусстве.
Родилась в Петербурге 15 (27) ноября 1850. Младшая сестра художника В.Д. Поленова. Училась в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (ОПХ; с 1864) у И.Н. Крамского, затем в парижской школе-студии Ш.Шаплена (1869-1870), частной мастерской П.П. Чистякова (1870-1877) и снова в петербургской школе ОПХ (1878-1880). В 1880 работала в мастерской керамиста А.Е. Егорова в Париже. Участвовала на выставках "Товарищества передвижников" и "Мира искусства". С 1882 жила преимущественно в Москве.
В 1881-1882 вела класс керамики в Рисовальной школе ОПХ. Активный участник Абрамцевского художественного кружка (с 1882), оформляла спектакли Русской частной оперы С.И. Мамонтова (с 1885), руководила абрамцевской столярно-резчицкой мастерской. Создавала эскизы для керамики, мебели, вышивок, возрождая и развивая характерные приемы крестьянского фольклора. Формируя "русский стиль" как особую сферу искусства модерна, стремилась (по ее собственным словам из письма к брату; 1886) "выразить связь почвы с выросшими на ней произведениями". Образцами такого рода модернистской почвенности явились ее собственные иллюстрации к сказкам, разделяющиеся на два цикла: относительно добродушный и спокойный "абрамцевский" (1886-1889; акварельные рисунки к Войне грибов с пародийно-"былинным" текстом самой художницы, а также сказкам "Иванушко-дурачок", "Избушка на курьих ножках", "Морозко" и др.) и последующий "костромской", более условно-декоративный и драматичный ("Сынко Филиппко", "Сорока-ворона", "Злая мачеха", "Козлихина семья", "Дурачок и дурочка" и др.).
Как живописец-станковист писала социальные жанры в духе передвижников и национально-романтические образы ("Иконописная мастерская 16 столетия", 1887, Третьяковская галерея). Наиболее же ее честолюбивые замыслы, идеи "фантастико-мистических" картин о русском Средневековье, остались в виде эскизов ("Видение Бориса и Глеба воинам Александра Невского", "Князь Борис перед убиением"; обе работы - ок. 1896, Русский музей). Черты классического символизма усилились в ряде поздних ее вещей, проникнутых черной меланхолией (цветной офорт "Страх", 1893-1895; незаконченная акварельная картина "Змий" (Зверь), 1898, Третьяковская галерея).
Умерла Поленова в Москве 7 (19) ноября 1898.