Мансуров Павел Андреевич (1896-1983), русский художник, мастер живописи и дизайна, представитель авангарда.
Родился в Петербурге 2 (14) марта 1896 в семье церковного певчего. В 1909-1915 изучал (под руководством В.В. Матэ) гравюру в Центральном училище технического рисования барона А.Л. Штиглица, занимался анатомией у художника В.Е.Савинского. Посещал рисовальную школу Общества поощрения художеств (1912-1915). Служил в военной авиации (1915). В 1915-1917 познакомился с П.Н. Филоновым, К.С. Малевичем и рядом других авангардистов, работал в московской мастерской В.Е. Татлина. После революции некоторое время (1919-1920) провел у родителей в Казани, где был арестован ЧК по подозрению в дезертирстве и несколько месяцев просидел в тюрьме; после этого преподавал в местном художественном училище. Позднее жил в Москве и Петрограде, принимал активное участие в деятельности Института живописной культуры (Инхук), где существовал его как бы `персональный` экспериментальный отдел.
Внес большой вклад в футуристическую сценографию (балет "Упманн". "Курительная шутка" на музыку А.С. Лурье в царскосельском Китайском театре, 1918; эскизы к несостоявшейся постановке оперы Н.А. Римского-Корсакова "Золотой петушок", 1920), выполнял эскизы монументального агитпропа. Вошел в авангардную художественную традицию прежде всего своими "живописными формулами" - вертикальными композициями со строго отобранным минимумом геометрических и линейных элементов ("Пиво. Черные и белые прямоугольники", два варианта 1920, галерея А. Сапоне, Ницца; и др.); иногда включал в них рельефные вставки и фотоколлажи. Параллельно писал более традиционные импрессионистически-живописные работы. Как и Малевич, стремился к радикальному обновлению языка искусства, однако - в противовес мистическому техницизму последнего - считал оптимальным исходным пунктом "живой рост формы в Природе" (из декларации Против академиков-формалистов, 1926). Тяга к подобного рода первозданности, противопоставление природного Востока машинному Западу обусловили творческие симпатии к С.А. Есенину; в 1926 Мансуров воздвиг в Инхуке временный мемориал последнему - в виде инсталляции, сочетающей фотографии с реальным крестьянским костюмом, кусочками коры и раскрашенными досками.
Выехав в 1928 с выставкой своих работ в Италию, остался за границей. С 1929 жил в Париже, часто наезжая на юг Франции. Не добившись коммерчески-галерейного успеха своих "живописных формул", обратился (по совету супругов Делоне) к прикладному искусству. Создавал эскизы для парижских домов высокой моды (Пату, Шанель, Ланвэн, Гермес и др.), позднее работал также как реставратор. Пробудившийся в 1950-е годы интерес к русскому авангарду 1910-1920-х годов вдохновил его на активный возврат к прежней манере, которая оказалась достаточно актуальной, напоминая постмодернистский минимализм.
Умер Мансуров в Ницце 2 февраля 1983.