Лисицкий Лазарь Маркович (1890-1941), также Эль Лисицкий, русский художник, архитектор и теоретик искусства. Родился в селе Починок (Смоленская губерния) 10 (22) ноября 1890 в семье ремесленника-предпринимателя. Первым его наставником в искусстве был витебский живописец Ю.М. Пэн. Окончив реальное училище в Смоленске (1909), поступил в Высшую политехническую школу в Дармштадте, окончив ее в 1914 с дипломом инженера-архитектора. Вернувшись в Россию после начала Первой мировой войны, в 1915-1916 работал в архитектурном бюро Б.М. Великовского и Р.И. Клейна в Москве. Примыкал к движению "еврейского ренессанса", участвуя в деятельности `Кружка еврейской национальной эстетики` в Москве и "Культурлиги" в Киеве (1917-1919). Соединяя историзм в духе "Мира искусства" и элементы кубофутуризма с орнаментальными традициями средневековых свитков Торы, Лисицкий иллюстрировал сказки и легенды (Пражская легенда М. Бродерзона, Козочка и др.), издаваемые "Культурлигой" на идише.
В 1919 переехал в Витебск, где руководил архитектурной мастерской и мастерской печатной графики в Народном художественном училище, возглавляемом Шагалом. С приездом в Витебск К.С. Малевича (в том же году) стал страстным приверженцем супрематизма. В 1920 принял артистическое имя "Эль Лисицкий". В супрематическом стиле создавал дизайн городских праздников, агитационные плакаты ("Клином красным бей белых", 1919); его знаменитая серия Сказ про 2 квадрата (1920; издана в виде книжки в Берлине в 1922) символически изображает мировое обновление, вестниками которого выступают черный и красный квадраты, прилетевшие из космоса. В те же годы нарисовал большой цикл живописных и графических "проунов", абстрактных проектов, которые являлись, по мысли автора, "пересадочными станциями от живописи к архитектуре" (впервые изданы в Москве в 1921). Кульминацией витебских экспериментов Лисицкого явились "фигурины" для новой постановки Победы над солнцем, футуристической оперы А.Е. Крученых и М.В. Матюшина (опубликованы в Берлине в 1923), задуманной им как спектакль с электромеханическими марионетками.
В период его жизни в Германии и Швейцарии (1921-1925) идеи Лисицкого получили большой международный резонанс. Лисицкий установил творческие контакты с берлинскими дадаистами, деятелями Баухауза и голландской группы "Де Стейл", издавал вместе с И.Г. Эренбургом журнал "Вещь" (1923). В книге Маяковский. Для голоса (1923) мастер реализовал принципы нового визуально-пространственного, решенного в основном чисто типографскими средствами книжного дизайна. Вернувшись в Москву (1925), преподавал во Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские), оформил для В.Э. Мейерхольда пьесу С.М. Третьякова "Хочу ребенка" (1930), разработал ряд новаторских архитектурных проектов; обобщил свои теории о жизненно-преобразующем смысле современного зодчества в книге Россия. Архитектура для мировой революции, вышедшей в Берлине на немецком языке (1930).
Жесткий объективизм в отношении к советской социальной утопии (при всей его искренней увлеченности последней) проступил в лучших из спроектированных Лисицким выставочных комплексов (советский павильон на международной выставке "Пресса" в Кёльне, 1928; и др.); "новый мир" выглядит здесь как царство людей-манекенов, своего рода механических "фигурин", воспринятых остраненно-иронически. Зажимаемое в тиски все более строгой цензуры, творчество Лисицкого теряет в 1930-е годы свою прежнюю философско-ироническую экспрессию, хотя мастер и удерживает важные позиции в официальной художественной жизни (в 1932-1940 он был одним из ведущих оформителей журнала "СССР на стройке", а с 1935 - главным художником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки).
Умер Лисицкий в Москве 30 декабря 1941.
|