| Портрет студента | Вейсберг Владимир Георгиевич (1924-1985), русский художник, один из самобытных мастеров "альтернативной" русской живописи второй половины 20 в., утверждавшей свое право на авангардный эксперимент. Родился в Москве 7 июня 1924. В 1943-1948 учился в Студии изобразительного искусства при ВЦСПС, пользовался также советами И.И. Машкова и А.А. Осмёркина. Не будучи в строгом смысле "неофициальным" мастером, примыкал к либеральному крылу Союза художников, к т.н. левому МОСХу (Московская организация Союза художников). Часто выставлялся вместе с представителями "сурового стиля", но сам тяготел к более радикальным эстетическим новациям.
Успешно выступал как портретист, однако гораздо знаменательней те его картины, где мастер, работая на грани символизма и сюрреализма, продолжил линию "метафизического натюрморта" - в сторону все большей дематериализации, растворения вещей в стихии света. Ограничив свои мотивы набором простых геометрических фигур (конусы, кубы, шары, пирамиды), Вейсберг сводил цветовые контрасты до минимума, заменяя их тонким, как бы фосфоресцирующим тональным маревом (Композиция с пирамидами и сферой, 1979, музей Циммерли при университете Рутгерс, Нью-Джерси, США). Благодаря этому его натюрмортные постановки, например цилиндрические столбики, которые он часто изображал в поздних холстах (Натюрморт, 1981, там же), воспринимаются как некое откровение, переводящее внешнее зрение в план медитации.
Определяя свой поздний стиль как "белое на белом", Вейсберг обосновывал его и теоретически, создав собственную систему колористического восприятия и воплощения, как бы "метафизически-цветового" познания мира (статья Классификация основных типов художественного восприятия в сборнике "Симпозиум по структурному изучению знаковых систем", М., 1962). Плодотворно работал и как педагог: в 1959-1984 преподавал живопись в студии повышения квалификации Союза архитекторов СССР.
Умер Вейсберг в Москве 1 января 1985.
|