ПОИСК   
Художники
  
Новости
Авторские работы
Изобразительное искусство
История искусства
Живопись
Направления живописи
Художники
Современные художники
Художники-фантасты
Картины на продажу
Скульптура
Pin-Up
Графика
Ну и Ню
Декоративно-прикладное искусство
Фотоискусство
Современное искусство
Шедевр
Галерея
Регистрация
Организации
Конструктор сайтов
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки
Тесты
Новости
Социологические опросы
Лучшие тесты
  • Какой у тебя характер?
  • IQ
  • Психологический возраст
  • Любит - не любит
  • Кого назначит вам судьба?
  • Ждет ли вас успех?
  • Какому типу мужчин вы нравитесь?
  • Посмотрите на себя со стороны
  • Какая работа для вас предпочтительнее?
  • Есть ли у тебя шестое чувство?
  • [показать все тесты]
    Услуги электролаборатории в москве.


    Бурлюк Давид

    (9.07.1882 - 15.01.1967)
    До сих пор мы знали о футуристах, пожалуй, только то, что необычайно дерзкие, самоуверенные молодые люди еще в начале века потребовали "сбросить с парохода современности Пушкина, Достоевского и прочую всяческую мертвечину" и на освободившемся месте создать новое современное искусство - футуризм. В качестве создателей они, естественно, предлагали себя.

    Чтобы продемонстрировать, каким должно быть искусство будущего, футуристы в сборнике "Пощечина общественному вкусу" одновременно с манифестом напечатали образцы своих сочинений - "Каждый молод, молод, молод. В животе чертовский голод. Будем лопать пустоту!". Под манифестом поместили свои стихи Давид Бурлюк, Василий Каменский, Алексей Крученых, Игорь Северянин, Бенедикт Лифшиц, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников. Многие из этих авторов уже давно стали классиками русской литературы и продолжают свой путь в Истории на том же "пароходе", пассажиров которого они предлагали в свое время сбросить.

    Новое "будетлянское" искусство не ограничивалось одним словотворчеством. Почти все футуристы обладали многими талантами и вовлекали в свой круговорот художников, композиторов, скульпторов, режиссеров, актеров, публицистов. Русский музей в Петербурге, решив на исходе столетия подвести итоги века минувшего, впервые представил публике это странное, непонятное явление - русский футуризм. В экспозиции представлены многие блистательные художники, отдавшие в свое время дань футуризму: Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Аристарх Лентулов, Павел Филонов, Александра Экстер, Казимир Малевич, Николай Кульбин, Надежда Удальцова, Елена Гуро, Ольга Розанова, Беатриса Сандомирска и др. И в центре этого созвездия имен - идеолог и движущая пружина футуризма Давид Бурлюк.

    Наши застенчивые воспоминания о том времени, связанные в основном с биографиями Маяковского и Хлебникова, постоянно натыкаются на присутствие мифической фигуры Бурлюка. Художник, уехавший в 1920 г. из России, был полностью забыт. И вот впервые с давних революционных времен картины Давида Бурлюка представлены публике. Основная часть экспозиции, расположенная в трех небольших залах музея, привезена из Канады внучкой художника Мэри Бурлюк-Холт.

    Давид Бурлюк, обладавший невероятным общественным темпераментом и обостренным чувством современности, постоянно искал изобразительный язык, способный выразить его предощущения. Это великолепно понял Хлебников: "Странная ломка миров живописных/Была предтечею свободы, освобождением от цепей". Сам Бурлюк позднее писал: "Футуризм - не школа, это новое мироощущение". На деле проповедуя этот принцип, он старается освоить все новые стили и направления в живописи. Много путешествует, постоянно учится. Казанское и Одесское художественные училища, Королевская академия в Мюнхене - альма-матер европейского авангарда. Студия Кормона в Париже и, наконец, Московское училище живописи, ваяния и зодчества, откуда в 1914 г. Давид Бурлюк был исключен - скорее всего за нежелание писать в традиционной ученической манере. Ему уже за 30, а он все учится. В том, что Бурлюку вполне хватало живописного мастерства, чтобы удержаться в училище, убеждает представленный на выставке "Портрет поэта-футуриста Василия Каменского" - своеобразная стилизация под художников Возрождения, где Каменский изображен в образе святого. Новый апологет новой веры. Кроме того, портрет Каменского частично разбивает один из мифов, которыми так любил окутывать свою персону Бурлюк. Миф об истоках его плоскостной живописи. Дело в том, что в юности художник лишился одного глаза и создание многих картин, выполненных в стиле декоративных панно или витражей, объяснял тем, что он теперь именно так воспринимает мир. Алексей Крученых в своих воспоминаниях "Сатир одноглазый", посвященных Бурлюку, пишет: "Попробуйте день-другой пожить с одним глазом, закройте его повязкой. Тогда половина мира станет для вас теневой. Вам будет казаться, что там что-то неладно. Предметы со стороны пустой глазницы покажутся угрожающими и неспокойными. Мир окажется сдвинутым - настоящая футуркартина". Возможно, память Бурдюка хранила воспоминания о бифокальном восприятии мира, а может быть, ему хватало фантазии, чтобы передать такое восприятие. Во всяком случае, светотень в портрете Каменского положена очень правильно и грамотно.

    На выставке вставной, стеклянный глаз Давида Бурдюка лежит в отдельной витрине. Нежно-голубовато-карий. Здесь же, в залах, находятся палитра Бурлюка, бархатный сине-зелено-малиновый футуристический жилет и серьга, расшитая бисером, - этакая "фенечка", ну совсем как у теперешних богемных ребят.

    Среди полуголодных, одичалых футуристов Бурлюк отличался серьезным вниманием к своей внешности и вполне буржуазным, ухоженным видом. Вот как описывает знакомство с ним Владимир Маяковский, также учившийся живописи: "В училище появился Бурлюк. Вид наглый. Лорнетка. Сюртук. Ходит напевая. Я стал задираться". Несмотря на столь причудливый способ знакомства, Бурлюк одним из первых разглядел и оценил поэтический дар Маяковского. Вот как сам Маяковский оценивал его роль: "Прекрасный друг. Мой действительный учитель. Давид сделал меня поэтом. Читал мне французов и немцев. Всовывал книги. Выдавал мне ежедневно 50 копеек, чтоб писать не голодая".

    Европейски образованный, улавливающий новые веяния буквально из воздуха, Бурлюк был тем катализатором, в присутствии которого талант каждого участника движения расцветал и развивался. Блестящий менеджер, Бурлюк подготовил и организовал первую выставку "Бубнового валета", в Киеве организовал выставку группы "Звено". Принимал участие в выставках мюнхенской группы художников "Синий всадник". Он ни от кого не ждал помощи, все организовывал сам, был активным соавтором жизни. "Большой бурный Бурлюк врывается в жизнь. Он широк и жаден. Ему все надо узнать, все захватить, все слопать. Фигура сложная", - писал Алексей Крученых.

    Бурлюк любил экспериментировать. Одним из первых начал использовать в своих работах коллажи - вклеенные куски фанеры, шестеренки, металлические пластины. Особое место в его картинах занимают глаза - предмет его постоянного сожаления. "Женщина с четырьмя глазами и цыпленок", "Композиция с глазом", "Пейзаж с четырех точек зрения", "Глаза" и т.д.

    После отъезда из советской России Бурлюк два года жил в Японии. Там он написал множество интересных, как бы "успокоившихся" работ: "Японский рыбак", "Японец, разделывающий рыбу" и пр. В 1922 г. переехал в США. Зрелый сорокалетний художник все еще оставался верен устремлениям юности. Его манера письма существенно не меняется. Он продолжает заниматься просветительской и общественной деятельностью, издает журнал "Цвет и ритм", пишет статьи.

    Русский художник Давид Бурлюк скончался в 1967 г. в Лонг-Айленде, под Нью-Йорком, в возрасте 85 лет.







    Назад в раздел

              Copyright © RIN 2002-  Обратная связь