Как вы думаете, в чем обычно бухарский эмир и хивинский хан подавали своим самым почетным гостям праздничный плов? А в чем французская императрица Евгения хранила визитные карточки самых знаменитых посетителей ее роскошного светского салона? Ни за что не догадаетесь - в хохломе. В каждодневной деревянной посуде русского крестьянина.
Крестьянская обстановка была очень бедной, а золото всегда было олицетворением счастливой, богатой, сытой жизни, довольства, достатка. 'Золото не говорит, а чудеса творит'. Так и воплощал для себя русский мужик иллюзию-мечту, и тащил, тащил (с прилежностью трудяшечки муравья) в свое темное жилище с шумного базара груду дешевых (да-да-да!), таких доступных для кармана, таких нарядных, медово-золотистых, мисок с оглушительным черно-красным узором. Посуду, которая искрилась на солнце, как 'чистая радость', и ярче которой, наверное, ничего не было в скудном среднерусском быту!
Этнограф прошлого века С. Максимов писал: 'Они мастерят удивительную ложку, которой вся Русь ест крутую кашу и щи, не обжигая губ. Слава об этом промысле идет по всей России, а на Волге это - самый ходовой товар, который баржами да огромными судами грузится для отправки в Среднюю Азию и далекую Персию.' Хохломская посуда действительно не только красива. Она еще и прочна и, по словам самих хохломчан, не боится 'ни жары, ни стужи'. Даже в крутом кипятке не сойдет лак и не поблекнут краски. Самые современные мастера, уже переставшие пугаться (как большинство прочих советских людей) всяческих достижений цивилизации, говорят о том, что расписанные точеные чаши и миски совершенно спокойно можно ставить даже в микроволновую печь, так как температура в сто восемьдесят градусов для их экологически чистой продукции - сущая ерунда.
Такие исключительные свойства старинного промысла обусловлены самой технологией его 'производства на свет' - до того как хохломской стаканчик с завитушками, земляничками или петушками попадет в руки покупателя, он проходит аж 52 операции, в том числе и шестиразовое (!!!) прокаливание в огромной металлической печи: Хохлому делают из липы. Но не каждая липа подходит. Нужно знать, какое дерево выдержит обработку в печи и не растрескается.
А вообще хохлома стала уникальным и таким знаменитейшим 'на весь белый свет вкупе с заморскими странами' народным промыслом благодаря самой технике получения чистого золотого цвета росписи без (!) драгоценного металла. С этой техникой были знакомы еще иконописцы Древней Руси. У иконописцев, сидящих иноками в монастырях на корочке хлеба и ковшике колодезной водицы, разумеется, не всегда было дорогое золото. И тогда они придумали красить фон икон порошком серебра. Но и серебро стоило немерено, поэтому вскоре его заменили оловом. Окрашенный серебром или оловом фон покрывали лаком, а затем икону - как пирог - ставили в печь. Под влиянием высокой температуры лаковая поверхность получала золотистый оттенок. Эту технику далеких времен и сохраняют в основных чертах хохломские мастера. Только с открытием алюминия, который оказался дешевле и золота, и серебра, и даже олова, перешли, разумеется, на алюминий.
Название 'хохлома' - это название старинного торгового села бывшей Нижегородской губернии, теперь Горьковской области. Здесь, в нижегородских лесах, спасались в давние времена от гонений старообрядцы. И существует прекрасная грустная легенда о том, как верующий одинокий мастер построил дом в лесу на берегу реки и начал красить посуду. Его узорные чашки и ложки были похожи на золотые, прочны и невесомы, как перышко, и никогда не обжигали ладоней: Узнали об этом в Москве и послали за мастером царских солдат. 'Приволочь сюда живого или мертвого, посадить за вольность на цепь, вырвать язык, чтобы секреты не разбалтывал, и пусть трудится на благо царя и отечества.' Когда услышал об этом мастер, то позвал окрестных мужиков, рассказал им секрет 'золотой' посуды, а сам исчез. Растворился в воздухе, как легкая утренняя зорька... А хохломские мужики поскребли задумчиво затылки, потеребили бороды да принялись за работу - вытачивать чудесные чашки и плошки.
|