ПОИСК   
Хохлома
  
Новости
Авторские работы
Изобразительное искусство
История искусства
Живопись
Картины на продажу
Скульптура
Pin-Up
Графика
Ну и Ню
Декоративно-прикладное искусство
Роспись пасхальных яиц
Батик
Дымка
Гжель
Жостово
Палех
Хохлома
Федоскино
Фотоискусство
Современное искусство
Шедевр
Галерея
Регистрация
Организации
Конструктор сайтов
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки
Тесты
Новости
Социологические опросы
Лучшие тесты
  • Какой у тебя характер?
  • IQ
  • Психологический возраст
  • Любит - не любит
  • Кого назначит вам судьба?
  • Ждет ли вас успех?
  • Какому типу мужчин вы нравитесь?
  • Посмотрите на себя со стороны
  • Какая работа для вас предпочтительнее?
  • Есть ли у тебя шестое чувство?
  • [показать все тесты]



    Хохлома в духовке

    Как вы думаете, в чем обычно бухарский эмир и хивинский хан подавали своим самым почетным гостям праздничный плов? А в чем французская императрица Евгения хранила визитные карточки самых знаменитых посетителей ее роскошного светского салона? Ни за что не догадаетесь - в хохломе. В каждодневной деревянной посуде русского крестьянина.

    Крестьянская обстановка была очень бедной, а золото всегда было олицетворением счастливой, богатой, сытой жизни, довольства, достатка. 'Золото не говорит, а чудеса творит'. Так и воплощал для себя русский мужик иллюзию-мечту, и тащил, тащил (с прилежностью трудяшечки муравья) в свое темное жилище с шумного базара груду дешевых (да-да-да!), таких доступных для кармана, таких нарядных, медово-золотистых, мисок с оглушительным черно-красным узором. Посуду, которая искрилась на солнце, как 'чистая радость', и ярче которой, наверное, ничего не было в скудном среднерусском быту!

    Этнограф прошлого века С. Максимов писал: 'Они мастерят удивительную ложку, которой вся Русь ест крутую кашу и щи, не обжигая губ. Слава об этом промысле идет по всей России, а на Волге это - самый ходовой товар, который баржами да огромными судами грузится для отправки в Среднюю Азию и далекую Персию.' Хохломская посуда действительно не только красива. Она еще и прочна и, по словам самих хохломчан, не боится 'ни жары, ни стужи'. Даже в крутом кипятке не сойдет лак и не поблекнут краски. Самые современные мастера, уже переставшие пугаться (как большинство прочих советских людей) всяческих достижений цивилизации, говорят о том, что расписанные точеные чаши и миски совершенно спокойно можно ставить даже в микроволновую печь, так как температура в сто восемьдесят градусов для их экологически чистой продукции - сущая ерунда.

    Такие исключительные свойства старинного промысла обусловлены самой технологией его 'производства на свет' - до того как хохломской стаканчик с завитушками, земляничками или петушками попадет в руки покупателя, он проходит аж 52 операции, в том числе и шестиразовое (!!!) прокаливание в огромной металлической печи: Хохлому делают из липы. Но не каждая липа подходит. Нужно знать, какое дерево выдержит обработку в печи и не растрескается.

    А вообще хохлома стала уникальным и таким знаменитейшим 'на весь белый свет вкупе с заморскими странами' народным промыслом благодаря самой технике получения чистого золотого цвета росписи без (!) драгоценного металла. С этой техникой были знакомы еще иконописцы Древней Руси. У иконописцев, сидящих иноками в монастырях на корочке хлеба и ковшике колодезной водицы, разумеется, не всегда было дорогое золото. И тогда они придумали красить фон икон порошком серебра. Но и серебро стоило немерено, поэтому вскоре его заменили оловом. Окрашенный серебром или оловом фон покрывали лаком, а затем икону - как пирог - ставили в печь. Под влиянием высокой температуры лаковая поверхность получала золотистый оттенок. Эту технику далеких времен и сохраняют в основных чертах хохломские мастера. Только с открытием алюминия, который оказался дешевле и золота, и серебра, и даже олова, перешли, разумеется, на алюминий.

    Название 'хохлома' - это название старинного торгового села бывшей Нижегородской губернии, теперь Горьковской области. Здесь, в нижегородских лесах, спасались в давние времена от гонений старообрядцы. И существует прекрасная грустная легенда о том, как верующий одинокий мастер построил дом в лесу на берегу реки и начал красить посуду. Его узорные чашки и ложки были похожи на золотые, прочны и невесомы, как перышко, и никогда не обжигали ладоней: Узнали об этом в Москве и послали за мастером царских солдат. 'Приволочь сюда живого или мертвого, посадить за вольность на цепь, вырвать язык, чтобы секреты не разбалтывал, и пусть трудится на благо царя и отечества.' Когда услышал об этом мастер, то позвал окрестных мужиков, рассказал им секрет 'золотой' посуды, а сам исчез. Растворился в воздухе, как легкая утренняя зорька... А хохломские мужики поскребли задумчиво затылки, потеребили бороды да принялись за работу - вытачивать чудесные чашки и плошки.

    Назад в раздел

              Copyright © RIN 2002-  Обратная связь