ПОИСК   
Скульпторы
  
Новости
Авторские работы
Изобразительное искусство
История искусства
Живопись
Картины на продажу
Скульптура
Скульпторы
Современные скульпторы
Pin-Up
Графика
Ну и Ню
Декоративно-прикладное искусство
Фотоискусство
Современное искусство
Шедевр
Галерея
Регистрация
Организации
Конструктор сайтов
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки
Тесты
Новости
Социологические опросы
Лучшие тесты
  • Какой у тебя характер?
  • IQ
  • Психологический возраст
  • Любит - не любит
  • Кого назначит вам судьба?
  • Ждет ли вас успех?
  • Какому типу мужчин вы нравитесь?
  • Посмотрите на себя со стороны
  • Какая работа для вас предпочтительнее?
  • Есть ли у тебя шестое чувство?
  • [показать все тесты]



    Матвеев Александр Терентьевич

    Александр Терентьевич Матвеев (1878 - 1960) - один из самых ярких и оригинальных русских скульпторов XX столетия.

    А.Т. Матвеев был учеником П.П. Трубецкого, преподававшего в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества. На рубеже Х1Х-ХХ веков Трубецкой противопоставил свое искусство, опиравшееся на достижения импрессионизма, двум основным течениям в русской пластике - академизму и натурализму. Влияние импрессионистической манеры учителя очень чувствуется в ранних работах Матвеева, но яркий, самостоятельный талант позволил ему пойти дальше Трубецкого, отказавшись от "культа" первого впечатления, живописно-динамичной трактовки формы, при которой конструкция, масса, вес, архитектоника занимают второстепенное место. Со временем Матвеев, человек большого и тонкого интеллекта, с чрезвычайно развитым воображением, создает свой стиль, соотнесенный с его видением и темпераментом. Он вырабатывает свой метод, благодаря которому его произведения всегда узнаваемы, индивидуальны. Суть метода очень проста и заключается в органичном соединении классических основ скульптуры (уравновешенности композиции, спокойной ясности построения, гармонии частей, чувства внутреннего ритма) с непосредственным изучением натуры. Эти принципы лежат в основе художественно-педагогической системы в советской скульптурной практике, получившей название пластической школы А.Т. Матвеева.

    С 1918 года Матвеев ведет скульптурную мастерскую в Академии художеств, где в 1920-е годы происходит формирование школы. Более двухсот учеников прошло через мастерскую Матвеева, но лишь небольшая группа ленинградских скульпторов может быть отнесена к прямым продолжателям традиций его школы. Московские ученики Матвеева (А. Стемпковский, С. Миренская, И. Блюмель, Д. Митлянский, М. Никогосян и др.) к прямым последователям Александра Терентьевича не причисляются, так как период его преподавания в Московском художественном институте им. Сурикова был недолгим, к тому же в Москве были очень сильны традиции местной скульптурной школы, в русле которых и развивалось дальнейшее творчество этих мастеров. Выпускников же Матвеева объединяет одно качество: отталкиваясь от достижений учителя, осваивая их, они, в конечном итоге, создают свой пластический язык, каждый из них находит собственный путь в искусстве. Заложенное в процессе обучения конструктивное пластическое мышление, исключающее поверхностную имитацию внешних признаков натуры, отличает работы наиболее известных представителей школы: М.К. Аникушина, Б.Е. Каплянского, А.Л. Малахина, Н.С. Могилевского, А.М. Игнатьева, Л.М. Холиной, Л. Ю- Эй длина, М.А. Вайнмана, М.М. Харламовой.

    В 1930-е годы скульптурный факультет Академии художеств был разделен на две мастерские. Одну возглавлял А.Т. Матвеев, другую Манизер. Мастерская Манизера была менее популярна среди студентов, которые сами могли выбирать после второго курса, к кому идти учиться. Манизер готовил, прежде всего, к работе над памятниками, над монументальной скульптурой. Его манера преподавания была достаточно жесткой, он учил до мелочей точно воспроизводить натуру. Педагогическая система Матвеева была принципиально иной. Она основывалась на сознательном отношении к натуре, на ее осмыслении и творческом претворении. Для Матвеева, в отличие от Манизера, работа над скульптурой была не простым воспроизведением натуры, а строительством формы, опирающимся на познание природы и на законы архитектоники. Он учил своих студентов не слепо копировать натуру, но внимательно присматриваться к ней, наблюдая со всех сторон; каждый раз, подходя к натуре, решать какую-то определенную задачу. Он считал очень важным психологический момент искания этого определенного решения, которое сохраняло бы то, что взволновало художника в натуре, и передало бы его ощущения зрителю.

    В творчестве Матвеева и его учеников обнаженная натура является воплощением закономерной красоты. В формах пластической красоты выражается внутреннее содержание человека, его характер - такое отношение к задачам ваяния было воспринято Матвеевым из античного искусства. В произведениях мастера и его последователей человеческое тело строится по законам архитектоники, в котором каждая часть взаимосвязана с другой, как несущие и несомые элементы в архитектурном сооружении. При этом свободная интерпретация натуры есть результат серьезного знания законов естества. Изучение натуры в мастерской Матвеева всегда велось на основе точной и строгой передачи ее анатомического строения и пропорций. Таким образом, в мастерскую Матвеева шли те, кто хотел научиться не просто передавать натуру, а создавать образы, т. е. новую художественную реальность.

    Наряду с интересом к статуарным построениям, важное место в творческой практике самого мастера и его школы занимала работа над портретом. В этом жанре целью ставилась также не передача сходства (что, по мнению Матвеева, являлось прерогативой фотографии), и даже не настроения, а длительного внутреннего состояния, характера модели, путем выявления неповторимого созвучия ритмов и форм ее лица.

    Индивидуальные поиски Матвеева в скульптуре, его талант и авторитет, независимый и несклонный к компромиссам характер, вызывали недовольство и зависть некоторых его коллег. Их интриги способствовали тому, что в 1948 году Матвеев был отстранен от преподавания в Академии. Но с начала 1960-х годов его школа переживает второй расцвет. Через произведения учеников пластическая система гениального мастера, ставшая по прошествии времени уже классической, в той или иной степени продолжает оказывать и сегодня облагораживающее влияние на творчество молодых современных мастеров.

    Назад в раздел

              Copyright © RIN 2002-  Обратная связь