ПОИСК   
Скульпторы
  
Новости
Авторские работы
Изобразительное искусство
История искусства
Живопись
Картины на продажу
Скульптура
Скульпторы
Современные скульпторы
Pin-Up
Графика
Ну и Ню
Декоративно-прикладное искусство
Фотоискусство
Современное искусство
Шедевр
Галерея
Регистрация
Организации
Конструктор сайтов
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки
Тесты
Новости
Социологические опросы
Лучшие тесты
  • Какой у тебя характер?
  • IQ
  • Психологический возраст
  • Любит - не любит
  • Кого назначит вам судьба?
  • Ждет ли вас успех?
  • Какому типу мужчин вы нравитесь?
  • Посмотрите на себя со стороны
  • Какая работа для вас предпочтительнее?
  • Есть ли у тебя шестое чувство?
  • [показать все тесты]



    Мухина Вера Игнатьевна

    Вера Игнатьевна Мухина (1889 - 1953 гг.) снискала всеобщее признательние не только в России, но и в мировом искусстве. Знаменитая ее скульптурная композиция "Рабочий и колхозница", демонстрировавшаяся в советском павильоне на Международной выставке в Париже в 1937 году, стала символом величия нашей Родины. В книге отзывов выставки великий Ромен Роллан написал: "На берегу Сены два молодых советских гиганта в неукротимом порыве возносят серп и молот, и мы слышим, как из груди льется героический гимн, который зовет народы к свободе, к единству и приведет их к победе".

    Вера Игнатьевна Мухина родилась в Риге, в семье богатого купца. Однако в школе, еще ребенком, она переезжает в Крым, учится в Феодосийской гимназии. В 1903 году семья Мухиных переезжает в Курск. Рано проявила будущая художница страсть к рисунку, акварельным краскам. Отец Веры, Игнатий Кузьмич, поощрял свою дочь в занятиях изобразительным искусством. Он нанял преподавателя, который учил девочку работать карандашом, углем и акварельными красками. В 1910 году Мухина поступает в художественную школу К.Ф. Юона, где проучилась один год. Юон требовал от своих учеников упорной работы над рисунком, формой проникновения в душевное чувство модели. Вскоре, однако, Мухина перешла в мастерскую И. И. Машкова. Она уверовала, что у этого художника получит более обширные знания в области декоративного искусства, широкого, более масштабного подхода к жизненным zвлениям современности. Уже здесь Мухина проявляет себя приверженцем пластических форм, строго выстроенных в пространстве.

    В 1912 году Мухина уезжает в Париж, самозабвенно изучает произведения искусства импрессионистов, сокровища Лувра и учится в мастерской знаменитого скульптора той эпохи Э.А. Бурделя. Она увлеклась новациями этого выдающегося мастера пластического искусства, обучавшего своих питомцев конструктивным методам подхода к жизненным явлениям. Учась в Бурделя, Мухина отрешилась от многих застарелых догм и поняла, что ее призвание - монументальное искусство. В Париже ею был создан ряд произведений, в которых она осуществляет свою мечту о новых пластических формах. Это проявляется, пусть робко, но отчетливо в ее работах "Сидящий мальчик" (1912), "Сидящая фигура" (1913), "Несущий камень" (1916).

    В 1914 году скульптор возвращается в Россию и продолжает свою творческую деятельность. После Октябрьской революции Мухина принимает активное участие в осуществлении плана монументальной пропаганды. Она создает ряд эскизных проектов памятников освобожденному труду, участвует в оформлении спектаклей камерного театра Таирова, принимает участие в создании проектов рабочей одежды. В то же время она работала также и по художественному стеклу, занималась графикой, игрушками. Но главным все же остается скульптура.

    В 20-х годах В.И. Мухина создает ряд скульптурных произведений, в которых воплощена красота женского лица современной женщины. Она лепит с натуры здоровых сильных людей, в которых воплощены мужественные черты русской женщины. Это стало как бы подготовительной работой к последующему раскрытию образа колхозницы, представленной на знаменитой ее композиции "Рабочий и колхозница". В 30-х годах в жизни скульптора появляются новые творческие открытия. Она ищет новые пути слияния скульптуры с архитектурой и этим как бы возвышает свое призвание в создании искусства широкого масштаба и жизненной правды. Так, скульптор выступает с идеей создания для Москвы огромного "Фонтана национальностей", в котором будут представлены стройные фигуры молодых женщин разных национальностей. В их руках кувшины с водой. Первые из них склонены к источнику, а остальные, постепенно выпрямляясь, возносят сосуды над головой. По замыслу художника, эта движущаяся группа как бы олицетворяла собою дружбу и гармоническое единство народов страны. И хотя этот замысел художника не был осуществлен - на этом месте была сооружена станция метро "Кропоткинская" - замысел скульптора остался знаменательной вехой в истории отечественного искусства.

    Считая, что осуществлять свои художественные замыслы нужно на конкретном, живом материале, В.И. Мухина обращается к жанру портрета, но и в портрете она раскрывает индивидуальный образ человека и дает художественное обобщение, раскрывая типичные стороны человека нашей бурной современной эпохи.

    Такими являются портреты близких ей людей А. А. Замкова и С. А. Замкова. А в 1940 году появляются портреты летчика В. К. Коккинаки, хирурга С. С. Юдина и инженера П.Н. Львова.

    Наиболее полное и монументальное звучание обрело искусство Мухиной в годы Великой Отечественной войны. Своими скромными силами художник помогала нашему народу выстоять против нашествия врага и своим напряженным, победоносным наступлением сокрушить его. При этом В. И. Мухина утверждала: "Искусство призвано не только отражать жизнь и радовать людей, оно должно зажигать их и поднимать на битву, на все великое, мудрое, прекрасное".

    Как известно, в 1942 году Мухина создала три скульптурных портрета: полковника Б.А. Юсупова, И.Л. Хижняка и "Партизанка". Эти первые военные произведения скульптора характеризовали не только внутренний мир отважных защитников Родины, но, вместе с тем, давали обобщенный образ героев. "Волна небывалой войны, - говорила Мухина, выплеснула из недр народа таких героев, изобразить которых художник может считать честью для себя". В годы Отечественной войны В. И. Мухина создала ряд скульптурных портретов гражданских лиц, вошедших в историю нашей страны. 1941-ым годом датирован скульптурный портрет знаменитой русской балерины Галины Улановой. В 1942-1943 годах был создан портрет хирурга Н. Н. Бурденко. Скульптору удалось выявить знаменательные черты этого выдающегося врача, сыгравшего заметную роль в спасении многих раненых бойцов. Из глубины усталых от напряжения глаз на вас смотрит человек, переживший тяжелую годину войны. В 1945 году Мухина создает портрет выдающегося кораблестроителя А.Н. Крылова. Математик и инженер - образ обаятельного талантливого человека, наделенного глубокой мыслью и силой духа. Долгие годы после войны еще из памяти художника не выходили события военных лет. В 1947 году Мухина работает над портретами дважды Героев Советского Союза Н. Г. Столярова и А. В. Ворожейкина. Как известно, Мухина много и плодотворно трудилась над применением в пластическом искусстве самых разнообразных материалов. Она с такой же страстностью увлекалась деревом и стеклом, изыскивая новые формы пластического выражения своих идей.

    Так в 1947 году на выставке в Государственном Русском музее она показала портрет ученого Н.Н. Качалова, отлитый из матово-голубого стекла. Наряду с портретами В. И. Мухина продолжает работать над созданием новых памятников. Так, в Нижнем Новгороде и Москве в 1951-1952 годах сооружается памятник А.М. Горькому, а затем (уже после кончины скульптора), в 1953 г. в Москве по ее проекту устанавливается памятник П. И. Чайковскому.

    Так случилось, что автор этих строк имел возможность неоднократно встречаться по работе с Верой Игнатьевной. Жила она в то время в небольшом доме, расположенном в районе Красных Ворот. Дом этот позднее был снесен, а на его месте вскоре был воздвигнут большой высотный дом. Я имел возможность видеть, с какой настойчивостью и трудолюбием вел свой творческий поиск этот недюжинного таланта человек. Жадная к работе, строгая в обращении,-с товарищами по искусству она находила ласковые, добрые, сочувственные слова для молодых художников. отдававших свою душевную страсть искусству жизненной правды.

    Позднее для Мухиной была сооружена большая мастерская в сквере на Кропоткинской улице. К 100-летию со дня рождения скульптора в 1989 г. там же был открыт памятник В.И. Мухиной, автором проекта которого был народный художник СССР М. Аникушин и архитектор С. Хаджибаронов.

    Назад в раздел

              Copyright © RIN 2002-  Обратная связь