Дата создания: Около 1638 г. Автор: Иорданс Якоб Государственный Эрмитаж Холст, масло В 'Бобовом короле' Иорданса с большой силой проявляется мощное демократическое начало и несокрушимый оптимизм, составляющие наиболее характерную черту фламандской живописи XVII века.
Иорданс был младшим современником Рубенса. Талантливый и плодовитый живописец, он также создавал религиозные и аллегорические композиции, писал портреты. Иорданс пользовался заслуженной славой во Фландрии и за ее пределами. Но он не обладал ни блеском, ни глубиной Рубенса. Лучшая часть наследия Иорданса - это те его картины, где в наибольшей степени проявляется жанровое начало.
Во Фландрии в XVII веке был распространен обычай, сохранившийся почти в неизменном виде до наших дней. В праздники в пирог запекался боб, и тот, кому он доставался, становился 'бобовым королем', которому должны были подчиняться все пирующие. На картине Иорданса изображен тот момент, когда 'король' провозглашает тост и присутствующие с энтузиазмом принимают приглашение осушить кубки. За столом царит буйное веселье; непринужденность грозит перейти всякие границы. При этом художник как бы уничтожает грань, отделяющую его героев от зрителя: они оборачиваются к смотрящему, обращаются к нему, словно приглашая войти в свое шумное общество. Яркие гротескные образы, грубоватый юмор сочетаются здесь с тонкой и виртуозной живописью, передающей теплоту человеческой плоти, холодноватый блеск стекла и металла, мягкую прозрачность светотени. Краски сдержанны, и это придает сцене буйного веселья умиротворяющий, интимный характер.
|