В Днепропетровске Вита окончила художественное училище (81), Днепропетровский Государственный университет (88), получает первые навыки работы в фотографии. После переезда в Санкт-Петербург (90) начинает профессионально заниматься фотографией. Первые серии В. Буйвид, привлекшие внимание профессионалов - серии, посвященные молодежи. На Западе существует целая традиция молодежной фотографии - как straight, так и fabricated - отягощенной квазисерьезной содержательной проблематикой - чисто социальной, сексуальной, гендерной. В России таковой традиции нет, поэтому резкий выход Буйвид за рамки привычной розово-безмятежной молодежной темы не мог пройти незамеченным. Тем более что она артикулировала очень жесткий, неромантический, хищно-пристальный взгляд на проблематику маргинальной молодежной субкультуры. На первый взгляд, она искала нечто совсем иное - не совковый, не ординарный, не повседневный ракурс: казалось, она, вместе с художницей Б. Матвеевой, творила некий салон, театр, костюмированную аркадию, где молодые люди держались раскованно и `отвязанно`, примеряя на себя роли светских львов и львиц. Однако взыскуемая светскость очевидно была шита белыми нитками: сквозь постановочный декадентский грим проступали неловкая и неопрятная совковость и провинциальность. Это был вполне отрефлексированный прием: оптика Буйвид была настроена именно на выявление маргинальности. Только при таком видении сохраняется потенциал поэтичности. Этот ракурс она сохранит и в серии фотообъектов, имитирующих кустарные фотооткрытки, для вящей рукодельности и китчевости обрамленные кружевной вязью. Здесь уже не маргинальность с претензиями, здесь откровенно низовая культура дает шанс на неожиданную теплоту и человечность. Впоследствии, работая с материалом моды, снимая для фэшн-журналов, Буйвид не отказывается от этого жесткого, несентиментального видения: глянцевость модных картинок, артикулирующих бездумный нарциссизм и дозированную политкорректностью эротичность как бы просвечены насквозь этим холодным взглядом. Искусственность, постановочность, сфабрикованная шикарность выявляются самым нелицеприятным образом.И в этой оптике совершенно неожиданно фокусируется некая лиричность. Может быть, именно поэтому модные журналы вынуждены мириться с нерасположенным к "возвышающему обману" фотовидением Виты Буйвид.
А. Боровский
Персональные выставки: 1990 - Театр женщины, Дом ученых, Днепропетровск. 1991 - Художественный музей, Таллин. 1991 - Художественный музей, Нарва. 1993 - Ann Westin gallery, Стокгольм. 1994 - Photo medium Art gallery, Вроцлав. Kunst salon Dolberg, Берлин. Фотоцентр `De Moor`, Амстердам. 1995 - Гете Институт, Москва. 1996 - ЦСИ Дж.Сороса, Санкт Петербург. 1998 - Университет Ратгерс, Нью-Джерси. Weldermann Art, Гамбург.
|